Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Детская городская больница N 2 святой Марии Магдалины" (далее - Заказчик):
ООО "МедТехФарм" (далее - Заявитель):
,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 29977-ЭП/17 от 14.12.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на комплексное техническое обслуживание оборудования и аппаратов отделения лучевой диагностики Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская больница N 2 святой Марии Магдалины" в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200167017000110. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 363 557,71 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.12.2017 N 0372200167017000110-1 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 1) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ. (участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в виду не предоставления информации на основании части 3 ст. 66 44-ФЗ о конкретных показателях используемого товара (приборы и инструменты) согласно требованиям, установленным в Разделе 2 части III технического задания документации об аукционе с учетом инструкции, размещенной в информационной карте аукциона.).".
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Части II (подпункт 3.1.3. части I) документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок заполнения первой части заявки: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: Согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
1. Наименование и конкретные показатели товара используемого при оказании услуг предоставляются в соответствии с требованиями к товарам, установленными в Разделе 2 части III техническое задание документации об аукционе с учетом настоящей инструкции.".
Согласно разделу 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлены Приложения NN 5-9.
Например, согласно Приложению N 7 Заказчиком установлены требования к товарам, использующимся при выполнении работ (приборы и инструменты).
Анализ первой части заявки показал, что Заявителем не представлены конкретные показатели, требования к которым установлены в Приложении N 7 раздела 2 Части III документации о закупке.
Таким образом, Заявителем не представлены конкретные показатели товаров в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки.
В соответствии с ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, заключение контракта с участником закупки, первая часть заявки которого не соответствует требованиям документации о закупке (в том числе, инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе) не позволяет осуществить приемку выполненной работы, оказанной услуги, поставленного товара в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Аукционная комиссия Заказчика устанавливает соответствие первой части заявки участника закупки требованиям документации о закупке. В случае, если первая часть заявки на участие в аукционе не соответствует документации о закупке, аукционная комиссия Заказчика не вправе допустить к участию в аукционе заявку, несоответствующую положениям документации о закупке, либо содержащую недостоверные сведения.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок заполнения первой части заявки: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: Согласие участника аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
1. Наименование и конкретные показатели товара используемого при оказании услуг предоставляются в соответствии с требованиями к товарам, установленными в Разделе 2 части III техническое задание документации об аукционе с учетом настоящей инструкции.".
Согласно разделу 2 Части III документации о закупке Заказчиком установлены Приложения NN 5-9.
Например, согласно Приложениям NN 6, 7 Заказчиком установлены требования к следующим товарам, использующимся при выполнении работ (приборы и инструменты):
NN |
Наименование |
1 |
Набор ключей |
2 |
Электронный уровень |
3 |
Набор отверток |
4 |
Микрометр |
5 |
Динамометр электронный универсальный |
6 |
Осциллограф цифровой |
7 |
Дозиметр для контроля рентгеновских аппаратов |
8 |
Фантом для контроля пространственного разрешения |
9 |
Оптический денситометр/сенситометр |
10 |
Мультиметр |
11 |
Мегомметр |
12 |
Промышленный пылесос |
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заказчика, приборы и инструменты, указанные в Приложении N 6 к Техническому заданию не передаются в собственность Заказчика и определяют процесс исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе Заказчик вправе устанавливать требования к конкретным показателям товаров, которые используются при выполнении работ (оказании услуг). При этом частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено ограничение в части такого описания, в соответствии с которым запрещается устанавливать требования о наличии ресурсов, которые необходимы для выполнения работ (оказания услуг).
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление требований к товарам, посредством которых должна быть выполнена работа (оказана услуга), которые используются подрядчиком (исполнителем) в процессе выполнения работ (оказания услуг) по собственному усмотрению для достижения наилучшего результата выполнения работ (оказания услуг), является установлением избыточных требований, так как данные товары объектом закупки не являются.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контактной системе исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Таким образом, приемке подлежат выполненные работы (оказанные услуги), а не товары, которыми будут выполнены данные работы (услуги). Также в отношении данных товаров не осуществляется экспертиза, так как данные товары находятся в собственности подрядчика (исполнителя) и не являются объектом закупки.
На основании изложенного, по смыслу пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан предъявить требования к товарам, которые используются в производственном процессе, не утрачивают свои потребительские свойства и полностью переносят свою стоимость на стоимость выполненных работ (оказанных услуг).
Заказчиком установлены требования к конкретным показателям товаров не в соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, что повлекло в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МедТехФарм" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 декабря 2017 г. N 44-5205/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2017