Резолютивная часть оглашена
12.12.2017 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "СК "Сетьдорстрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку транспортных услуг (извещение N 0542600001317000026, начальная (максимальная) цена контракта - 3 060 000 ,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "СК "Сетьдорстрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку транспортных услуг (извещение N 0542600001317000026) (далее - закупка).
Согласно доводам жалобы ООО "СК "Сетьдорстрой":
- Размещенный Заказчиком 30.11.2017 г. в Единой информационной системе в сфере закупок ответ на запрос разъяснений положений аукционной документации не содержит предмета поступившего запроса.
- В аукционной документации установлены избыточные требования ко второй части заявки участника закупки в части обязательного предоставления идентификационного номера налогоплательщика.
- Требования пункта 35 Информационной карты противоречат требованиям Извещения и статьи 31 Закона о контрактной системе.
- Единые требования к участникам закупки не соответствуют требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе документация закупки содержит условия, позволяющие принять участие в аукционе офшорной компании.
- Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки на обладание исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности.
- Заказчиком установлены избыточные требования к первой части заявки участника закупки.
- Проект контракта не содержит условия заключения контракта с физическим лицом, ограничивает участие в закупке участникам, не применяющим упрощенную систему налогообложения.
- Заказчиком установлены размеры штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в нарушение требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
- Заказчиком не определены срок оказания услуг, место оказания услуг.
- Заказчиком неправомерно установлены требования в части нахождения базы (гаража) со спецтехникой на территории г.о. Отрадный, в части сроков предоставления спецтехники.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности.
Представители Заказчика против доводов Заявителя возражали, просили в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе.
30.11.2017 г. в 16 час. 57 мин. (МСК+1) на сайте Единой информационной системе в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком опубликован следующий ответ на запрос разъяснений (Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 30.11.2017 г. NРД2): "Запрос для закупки N0542600001317000026 N2 Ответы:1.Заказчик считает данное замечание не существенным для внесения изменений. Контракт N _ от 20 _ года "Транспортные услуги".2. Вы ссылаетесь на документы, которые вносят изменения по ч. 1 п. 7 ст. 31 44 ФЗ, ст. 31 ч. 1 п.10. А сами указываете на ч.1 п.3 ст. 31 44-ФЗ.3. При составлении заявки руководствуйтесь ч.2 ст. 66 44-ФЗ. Для составления первой части заявки ч.3,4 ст. 66 44-ФЗ. Никаких особых требований нет. Вы даёте согласие на оказание транспортных услуг согласно техническому заданию аукционной документации.4. Мы вправе указать данные требования (ч.1.1. ст. 31 44-ФЗ), мы их и указываем. 5. При заключении контракта с физическим лицом будем руководствоваться тем, что пропишем обязательное условие об уменьшении суммы подлежащей уплате физическому лицу на размер налоговых вычетов связанных с оплатой контракта. 6.Документация не содержит указанные условия. Смотрите в извещение на применение ч.1 ст.31 44-ФЗ. 7. Заявку необходимо принять в указанные сроки т.к. объемы при чистке снега большие (территория г.о. Отрадный). Если вы приедете не вовремя, то не успеете во время очистить снег, нас так как мы ответственное предприятие накажут. Согласно документам указанным в техническом задании. Все затраты Исполнителя включены в стоимость машины\час, будет ли у вас создана диспетчерская служба или будет ответственное лицо за прием заявок не важно. Заявка подаётся сразу при наличии сильного (плотного) снегопада и с учетом прогноза погоды в любое время! 8. Ссылка на техническое задание в аукционной документации есть в проекте контракта! Транспортные услуги (согласно техническому заданию), кол-во часов указано в обосновании НМЦК (1700 часов). Место оказание услуг территория г.о. Отрадный. График согласно заявке Заказчика. По окончании месяца составляется акт выполненных работ. Если заявок не было, то соответственно и акта не будет".
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что указанный ответ на запрос не содержит предмета запроса, что нарушает часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, 11.12.2017 г. в 9 час. 47 мин. (МСК+1) Заказчиком на сайте ЕИС размещен предмет запроса разъяснений от 30.11.2017 г. NРД2.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Пунктом 34 Информационной карты электронного аукциона Заказчиком установлены следующие требования ко второй части заявки на участие в закупке: "Вторая часть заявки: 1)наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица)".
Следовательно, Заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования ко второй части заявки участника закупки в части обязательного предоставления идентификационного номера налогоплательщика, что не соответствует части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. На основании изложенного, довод жалобы ООО "СК "Сетьдорстрой" признается обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с доводом Заявителя требования пункта 35 Информационной карты противоречат требованиям Извещения и статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1.1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе, требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 35 Информационной карты электронного аукциона: "отсутствие участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков: предусмотрено".
Извещением о проведении электронного аукциона установлены требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
При указанных обстоятельствах Комиссия Самарского УФАС России не усматривает противоречий между Информационной картой электронного аукциона и Извещением о проведении электронного аукциона.
На основании изложенного, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
Заявитель указывает, что единые требования к участникам закупки не соответствуют требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 7, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; участник закупки не является офшорной компанией.
Установлено, что Извещением о проведении электронного аукциона установлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Следовательно, Заказчиком соблюдены положения статьи 31 Закона о контрактной системе.
ООО "СК "Сетьдорстрой" в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки на обладание исключительными правами на результат интеллектуальной деятельности.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Пунктом 6 части 1 раздела 2 документации закупки Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки: "обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма".
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N 0542600001317000026 объектом закупки являются транспортные услуги, которые не являются результатом интеллектуальной деятельности. Следовательно, данный пункт не применяется к участникам указанной закупки.
Довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Документацией закупки (раздел 2) определено: "3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: "а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либосогласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретныепоказатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие втаком аукционе натоварный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара; б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
В адрес Заказчика поступил следующий запрос разъяснений положений аукционной документации: "Согласно п. 34 раздела 3 "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации "Электронный аукцион на оказание транспортных услуг" установлено следующее требование: Требования к составу и содержанию заявки на участие в аукционе: Первая часть заявки: 1) Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (см. Раздел 4. "Техническое задание"), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара. Раздел 4 "Техническое задание" документации "Электронный аукцион на оказание транспортных услуг" не содержит перечень товаров, используемых при оказании транспортных услуг. По тексту технического задания имеется только описание транспортных средств, но они не являются объектом поставки. Объектом закупки является оказание транспортных услуг. согласно п. 3. письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке": При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде: одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Участник аукциона считает, что в составе первой части заявки достаточно предоставить согласие. ВНЕСИТЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ДОКУМЕНТАЦИЮ".
Заказчиком 29.11.2017 г. дан следующий ответ на запрос разъяснений: "У нас согласно документации идет закупка транспортных услуг, соответственно при составлении первой части заявки вы руководствуетесь п.2 "Требования к составу и содержанию заявки на участие в аукционе в электронной форме (далее - электронный аукцион) и инструкция по её заполнению", в нем речи о товаре не идет".
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N 0542600001317000026 объектом закупки являются транспортные услуги. Следовательно, участнику требуется лишь выразить согласие на выполнение работ, о чем было разъяснено Заказчиком в ответе на запрос разъяснений.
В действиях Заказчика по данному доводу не усматривается нарушений законодательства о контрактной системе.
Заявитель указывает, что проект контракта не содержит условия заключения контракта с физическим лицом, ограничивает участие в закупке участникам, не применяющим упрощенную систему налогообложения.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, Закон о контрактной системе не обязывает включать в проект контракта условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, так как указанное условие применяется в силу положений Закона о контрактной системе.
Так же при заключении контракта с участником закупки, не применяющим упрощенную систему налогообложения, положения проекта контракта будут скорректированы в силу положений закона. Довод Заявителя признается необоснованным.
В соответствии со следующим доводом Заявителя, Заказчиком установлены размеры штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, в нарушение требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 7 статьи 34 определено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, а постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 признано утратившим силу.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 года N 1042, установлено, что настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.
Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 г. N 1042 вступило в законную силу 09.09.2017 г.
27.11.2017 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение N 0542600001317000026.
Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России, изучив проект контракта Заказчика, приходит к выводу, что Заказчиком в разделе 5 "Ответственность сторон" проекта контракта установлены размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по контракту без учета Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N 1042.
В связи с чем, Комиссией принято решение выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений в указанной части. В действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Заявитель указывает, что Заказчиком не определены срок оказания услуг, место оказания услуг.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с Информационной картой электронного аукциона:
Место оказание услуг: Самарская обл., г. Отрадный |
Срок (график) предоставления транспортных услуг: по заявке Заказчика в течение 0,25 часа, с момента подачи такой заявки (для выполнения работ в зимний период по очистке и уборке снега и наледи) и 1 час на предоставление спецтехники для других видов работ. После получения заявки Исполнителем от Заказчика, спецтехника предоставляется для выполнения работ в течение 0,25 ч, либо в течение 1 часа (в зависимости видов работ указанных в заявке). |
Следовательно, Заказчиком определены срок, место оказания услуг. На основании изложенного, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования к оказываемым услугам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие требования к услугам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Согласно Техническому заданию: "1. Предоставление транспорта 1.1 По заявке Заказчика (Заявка подается на бумажном носителе по электронной почте (либо по факсу) или по телефону (Исполнитель обязан принять заявку сразу либо в течении 5-20 минут). Отказ от принятия заявки либо отсутствие ответа от Исполнителя в течение 20 минут, даёт основание считать данное обстоятельство нарушением условий контракта, со всеми последующими последствиями. Спецтехника предоставляется в течение 0,25 часа, после предоставления такой Заявки Исполнителю). Расположение базы (гаражей) со спецтехникой должно быть в 0,25 часовой доступности до г.о. Отрадный т.к. это обеспечит бесперебойное предоставление техники, которая необходима для выполнения своевременной очистки дорожного полотна от наледи и снега (в зимнее время). Для выполнения других видов работ спецтехника предоставляется в течение 1 часа, после получения Исполнителем заявки от Заказчика. По истечении месяца Исполнитель предоставляет акт выполненных работ за месяц согласно заявкам Заказчика. Услуги оказываются с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. (в любое время, по заявке Заказчика)".
Сам факт установления определенных характеристик к услугам не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Представители Заказчика пояснили, что сроки предоставления спецтехники являются значимыми для Заказчика, ввиду необходимости своевременной очистки дорог в зимний период.
Кроме того, указанные требования о сроке предоставления спецтехники, наличия базы (гаража) предъявляются к исполнителю, а не к участнику закупки.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к услугам, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК "Сетьдорстрой" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 5,7,8 статьи 34, части 4 статьи 65, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных производств по ч. 1.4, ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
"_"
П Р Е Д П И С А Н И Е
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
N 1610-13340-17/4
Предписание оглашено:
12.12.2017 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: "_"
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "СК "Сетьдорстрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку транспортных услуг (извещение N 0542600001317000026, начальная (максимальная) цена контракта - 3 060 000 ,00 рублей),
в присутствии представителей: "_"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику при заключении Контракта привести условия Контракта в части гражданско-правовой ответственности в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" , с учетом решения Комиссии Самарского УФАС России от 12.12.2017 г. N1610-13340-17/4.
В соответствии с частью 28 статьи 99 Закона о контрактной системе Заказчику необходимо сообщить о выполнении настоящего Предписания не позднее 10 рабочих дней со дня его получения, направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение предписания.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, настоящее предписание обязательно для исполнения.
Примечание: В соответствии со статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 декабря 2017 г. N 1610-13340-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2017