Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Атриум-А" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение проектных работ по разработке проектной документации на "Капитальный ремонт здания Грязелечебницы" ФГБУЗ МРЦ "Сергиевские минеральные воды" ФМБА России" (извещение N 0342100007917000017, начальная (максимальная) цена контракта 2 800 000,00 руб.),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Атриум-А" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение проектных работ по разработке проектной документации на "Капитальный ремонт здания Грязелечебницы" ФГБУЗ МРЦ "Сергиевские минеральные воды" ФМБА России" (извещение N 0342100007917000017, начальная (максимальная) цена контракта 2 800 000,00 руб.).
Заявитель считает решение конкурсной комиссии об отказе в допуске заявки ООО "Атриум-А" неправомерным, поскольку заявка подана в соответствии с требованиями конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
Представитель заказчика против доводов заявителя возражал, указывая на правомерность принятого конкурсной комиссией решения, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения по жалобе.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, конкурсную документацию, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, включая предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Заявке ООО "Атриум-А" отказано в допуске к участию в открытом конкурсе по основаниям, указанным в Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.11.2017 NПРО1.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что заявке ООО "Атриум-А" (заявка N 3) отказано в допуске к участию в открытом конкурсе на основании ч.3 ст.53 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с признанием не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, а именно, п.п. е) п.1) ч.2 Ст.51 Федерального закона N 44-ФЗ и индексу е), п.п. (3.4.1.1.), п.3.4, Раздел 3 Инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе, Части 2 Конкурсная документация документации об открытом конкурсе. Участником представлен документ на: одобрение совершения Обществом с ограниченной ответственностью "Атриум-А" сделок по результатам открытых аукционов в электронной форме на электронных торговых площадках "Сбербанк-АСТ", "Единая электронная торговая площадка", ЭТП ММВБ, ZAKAZRF, ЭПТ "Россети" и "РТС-Тендер" от имени участника закупки сделок с юрлицами на сумму, не превышающую 25 млн.руб. для одной такой сделки. Данный документ не соответствует требованиям учредительных документов участника для участия в настоящем конкурсе.
В соответствии с пп. "е" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N28 "О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью" "_под обычной хозяйственной деятельностью следует понимать любые операции, которые приняты в текущей деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, занимающихся аналогичным видом деятельности, сходных по размеру активов и объему оборота, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее.
К сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи)".
Согласно п. 3.2 Устава ООО "Атриум-А", утвержденным Протоколом общего собрания учредителей от 30.05.2012 г. N1, "Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, Общество вправе заниматься на основании специального разрешения (лицензии).
Основными видами деятельности предприятия являются:
- архитектурно-строительное проектирование;
- строительное конструирование;
- технологическое проектирование;
- проектирование внутренних и наружных инженерных сетей и коммуникаций;
- выполнение функций генерального подрядчика;
- осуществление консультационной, посреднической, информационной, консалтинговой, агентской, консигнационной, дилерской, дистрибьюторской, брокерской, маркетинговой и иной коммерческой деятельности, не запрещенной действующим законодательством;
- осуществление благотворительной деятельности;
- проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (защитой государственной тайны), оказанием услуг по защите государственной тайны;
- осуществление иных видов хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенных действующим законодательством".
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ ООО "Атриум-А" к основному виду деятельности общества относится Деятельность в области архитектуры (код ОКВЭД 71.11).
Группировка "Деятельность в области архитектуры" включает:
- консультативные услуги в области архитектурных работ, включая разработку архитектурной концепции, подготовку архитектурных решений зданий и сооружений, градостроительное проектирование, включая ландшафтную архитектуру.
В анкете участника на право заключения гражданско-правового договора (контракта) на выполнение проектных работ по разработке проектной документации на "Капитальный ремонт здания Грязелечебницы" ФГБУЗ МРЦ "Сергиевские минеральные воды" ФМБА России" ООО "Атриум-А" указано:
"71.11 Деятельность в области архитектуры
71.11.1 Деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта
71.11.2 Деятельность по территориальному планированию и планировке территории
71.11.3 Деятельность в области ландшафтной архитектуры и консультативные услуги в области архитектуры".
Кроме того, согласно сведениям ЕИС, находящимся в открытом доступе, ранее ООО "Атриум-А" исполнялись контракты, предметом которого являлись:
- "разработка проектной документации на устройство монтажного проема в наружной стене 1-го этажа и усиление перекрытий",
-"услуги по инженерно-техническому проектированию систем энергоснабжения",
- "выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт части теплосети",
- "выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту внутренних инженерных систем отопления",
- "выполнение работ по разработке проектной документации по капитальному ремонту здания" и др.
Таким образом, в случае заключения контракта на выполнение проектных работ по разработке проектной документации на "Капитальный ремонт здания Грязелечебницы" ФГБУЗ МРЦ "Сергиевские минеральные воды" ФМБА России по результатам проведения открытого конкурса, данная сделка совершится в процессе обычной хозяйственной деятельности ООО "Атриум-А".
На основании изложенного, решение об одобрении или о совершении крупной сделки в рассматриваемом случае со стороны ООО "Атриум-А" не требуется.
Представленное ООО "Атриум-А" одобрение совершения сделок по результатам открытых аукционов в электронной форме от имени участника закупки сделок с юрлицами на сумму, не превышающую 25 млн.руб. для одной такой сделки не свидетельствует о признании ООО "Атриум-А" рассматриваемой сделки по разработке проектной документации на "Капитальный ремонт здания Грязелечебницы" ФГБУЗ МРЦ "Сергиевские минеральные воды" ФМБА России по результатам проведения открытого конкурса крупной.
По тексту Протокола N9 об одобрении сделок ООО "Атриум-А" нет упоминания о крупных сделках. При таких обстоятельствах предоставленное одобрение не является обязательным документом, предусмотренным статьей 51 Закона о контрактной системе, и на добровольных началах включено в состав заявки.
Таким образом, единственное основание для отклонения заявки ООО "Атриум-А" на участие в открытом конкурсе, указанное конкурсной комиссией в Протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.11.2017 NПРО1, неправомерно.
Следовательно, вывод конкурсной комиссии о несоответствии заявки ООО "Атриум-А" Закону о контрактной системе и положениям конкурсной документации неправомерен.
Конкурсной комиссией отклонены 4 из 9 поданных заявок.
ООО "Атриум-А" предложило по сравнению с другими участниками открытого конкурса минимальную цену контракта - 1 300 000,00 рублей.
Заявка победителя открытого конкурса содержала предложение о цене 2 550 000,00 рублей при начальной (максимальной) цене контракта 2 800 000,00 рублей.
Действия конкурсной комиссии по отклонению заявки оторваны от юридически и социально значимых результатов организации и проведения закупки.
Доводы заявителя обоснованны, в действиях конкурсной комиссии усматривается несоблюдение требований, установленных частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, в действиях конкурсной комиссии усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Самарского УФАС России также установлен факт нарушения Заказчиком требований части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС).
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается.
В силу части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
24.11.2017 г. на сайте ЕИС размещены разъяснения конкурсной документации:
Запрос:
"По Исходным данным.
1. В исходных данных отсутствует "Технический паспорт здания" грязелечебницы, указанный в Техническом задании (см.п.2.1.)".
Ответ:
"В исходных данных отсутствует "Технический паспорт здания" грязелечебницы: Заказчик разместит данный документ вместе с настоящим ответом на запрос на сайте ЕИС".
В прикрепленных к ответу на запрос разъяснений файлах размещены фотографии документов здания Грязелечебницы ФГБУЗ МРЦ "Сергиевские минеральные воды" ФМБА России в двух частях: "ТП 1 часть", "ТП 2 часть", включающие в себя:
"Схематический ген. план",
"Поэтажный план",
"Технический паспорт",
"Экспликация",
"Абрис" и др. документы, необходимые для полноценного анализа документации, расчета цены контракта и оценки своих возможностей потенциальными участниками закупки.
В соответствии с п. 2 Технического задания на выполнение проектных работ по разработке проектной документации на "Капитальный ремонт здания Грязелечебницы" ФГБУЗ МРЦ "Сергиевские минеральные воды" ФМБА России":
2. |
Исходно-разрешительная документация |
|
2.1. |
Материалы, передаваемые Заказчиком |
- отчет об инженерно-геодезических изысканиях; - отчет об инженерно-геологических изысканиях; - отчет об инженерно-экологических изысканиях; - результаты обследования строительных конструкций здания грязелечебницы; - технический паспорт здания. |
Изучив документацию открытого конкурса, размещенную на сайте ЕИС, Комиссия Самарского УФАС России установила, что технический паспорт здания грязелечебницы размещен заказчиком только в ответе на запрос разъяснений положений документации, хотя и является исходной документацией, передаваемой заказчиком.
Срок окончания подачи заявок: 29.11.2017 г. 08:30.
Таким образом, Заказчик изначально не разместил документацию закупки в полном объеме, фактически внес изменения в документацию, при этом не продлил срок так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
На основании изложенного в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, в действиях конкурсной комиссии усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Атриум-А" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 50, части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 1.1, части 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
_
П Р Е Д П И С А Н И Е N1614-13346-17/4
об устранении нарушений законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
Предписание оглашено:
14.12.2017 г. г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Атриум-А" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на выполнение проектных работ по разработке проектной документации на "Капитальный ремонт здания Грязелечебницы" ФГБУЗ МРЦ "Сергиевские минеральные воды" ФМБА России" (извещение N 0342100007917000017, начальная (максимальная) цена контракта 2 800 000,00 руб.),
в присутствии представителей: _
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику контракт по итогам проведения Закупки на основании Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.11.2017 NПРО1 не заключать.
2. Конкурсной комиссии в течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего предписания отменить Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 30.11.2017 NПРО1 (далее - Протокол), осуществить рассмотрение и оценку заявок вновь в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 14.12.2017 г. по делу N 1614-13346-17/4.
3. Заказчику, конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Самарского УФАС России от 14.12.2017 г. по делу N 1614-13346-17/4.
В соответствии с частью 28 статьи 99 Закона о контрактной системе конкурсной комиссии, заказчику необходимо сообщить о выполнении настоящего Предписания не позднее 5 рабочих дней со дня его выполнения, направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение предписания.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, настоящее предписание обязательно для исполнения.
Примечание: В соответствии со статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 декабря 2017 г. N 1614-13346-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2017