Резолютивная часть оглашена
15.12.2017 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Нутритек Кострома" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ СО "Самарская городская детская клиническая больница N 1 имени Н.Н. Ивановой" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку смесей для детского питания в период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская детская клиническая больница N 1 имени Н.Н.Ивановой" (извещение N 0142200001317014806, начальная (максимальная) цена контракта - 2 556 950,55 рублей) (далее-аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Нутритек Кострома" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам Заявителя в аукционной документации Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, что ограничивает круг потенциальных участников аукциона.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель считает, что невозможно подобрать продукт для пунктов 1, 9, 12 технического задания аукционной документации, так как смеси не обогащаются одновременно бифидо- и лактобактериями.
В ходе рассмотрения жалобы по существу представители Заказчика пояснили, что питание детей первого года жизни, нуждающихся в стационарном лечении, в случае отсутствия грудного молока, должно осуществляться высокоадаптированными молочными смесями. Предпочтение отдается смесям, обладающим не только функциональными свойствами грудного молока, обеспечивающим адекватный рост и развитие ребенка, но и положительно влияющим на созревание иммунной системы. По современным требованиям нутрициологии детские смеси должны содержать: прибиотики, имеющие статус безопасности GRASS (разрешен и рекомендован к применению с рождения в детских смесях) и способствующие защите желудочно-кишечного тракта и полноценного формирования иммунитета ребенка. Прибиотики стимулируют иммунные клетки кишечника на протяжении всего желудочно-кишечного тракта, что стимулирует выработку секретного IgA. Поэтому дети, вскармливаемые смесью с живыми бифидобактериями и лактобактериями (пробиотиками - L.reuteri, B.lactis, L.rhamnosus), реже болеют инфекционными диареями как бактериального, так и вирусного происхождения, что особенно важно для ослабленных детей, получающих антибактериальную терапию, находящихся на стационарном лечении.
Учитывая вышеизложенное, для детей, находящихся на стационарном лечении, при выборе и подборе смеси необходимо основываться на клиническом опыте применения и учитывать свойства продуктов питания для детей первого года жизни.
Заявитель также ссылается на то, что в техническом задании аукционной документации Заказчика не указан объем или масса для пересчета значений показателя (100 мл., 100 гр., 1 л., иное), что вводит участников закупки в заблуждение. Также Заказчик предъявляет требование к упаковке продукции "жестяная банка", однако согласно пункту 1 технического задания документации Заказчик допускает поставку смесей в коробках. Кроме того, Заказчик предъявляет требование к упаковке продукции "коробка", вместе с тем, Заказчик допускает поставку смесей в жестяных банках. Предметом закупки является смесь, а не упаковка.
Заявитель также считает, что требования по фасовке противоречат требованиям регламента ТРТС033/2013.
В адрес Заказчика 04.12.2017 года поступил запрос разъяснений положений аукционной документации, согласно которому "Герметичная тара, предотвращающая порчу при транспортировке и хранении может быть не только "жесть банка", что подтверждается описанием пункта 1 ТЗ, где упаковкой может быть только коробка. Просим убрать требование к упаковке "жесть банка".
Заказчиком дан ответ на запрос разъяснений положений документации: "В части указания требования к герметичной таре, предотвращающей порчу при транспортировке и хранении, а именно "жесть банка" - в Техническое задание будут внесены изменения".
05.12.2017 года в 17:09 в аукционную документацию в части требований к таре внесены изменения.
Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" пищевые продукты должны быть расфасованы и упакованы такими способами, которые позволяют обеспечить сохранение качества и безопасность при их хранении, перевозках и реализации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования нормативных документов к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам.
Между тем, в числе показателей, идентифицирующих ту или иную молочную смесь, не указывается конкретный вес упаковки. Таким образом, информация о весе упаковки молочной смеси, в отличие от иных показателей (количество белка, жиров и т.д.), не является информацией, идентифицирующей молочный продукт.
Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 года N 67 "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (вместе с ТР ТС 033/2013) в пункте а статьи 61 установлены следующие требования к массе: "Продукция детского питания на молочной основе для детей раннего возраста, адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста должны выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза только фасованными и упакованными в герметичную мелкоштучную упаковку, не превышающую 1 кг - сухие продукты (адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси, сухие кисломолочные смеси, пищевая продукция прикорма на молочной основе, продукты моментального приготовления, молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой)".
Согласно доводам Заявителя в пунктах 7, 10, 11, 19 технического задания аукционной документации не указана основная характеристика - возраст употребления смеси, чем вводит участников закупки в заблуждение.
В письменных пояснениях представителей Заказчика указано, что исходя из указанных характеристик в техническом задании, необходимые Заказчику по пунктам 7, 10, 11 19 технического задания документации смеси могут применяться для всех детей первого года жизни, более конкретное указание возрастного критерия, не является в данном случае, основополагающим для Заказчика.
Заявитель ссылается на то, что в аукционной документации Заказчик требует подтвердить соответствие продуктов требованиям Федеральному закона от 12.06.2008 года N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", вместе с тем, вышеуказанный закон является недействующим (далее - Технический регламент).
Согласно представленным письменным пояснениям Заказчика технический регламент от 12.06.2008 года соответствует техническому регламенту от 09.10.2013 года, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, доказательств обратного Заявителем не представлено.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Нутритек Кострома" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 15 декабря 2017 г. N 1623-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2017