Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Гришечкиной В.А. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии сторон:
от ООО "ЛИГА-Дизайн трейдинг" представитель Веселова А.Э. по доверенности N 13 от 04.09.2017;
от ООО "Импульс Строй" представитель не явился, о дате, времени и месте уведомлен надлежащим образом;
от заказчика - Ян Чон Гир по доверенности N 44/16 от 12.12.2016, начальник в лице Жукова А.Н., Кузьминых Е.А. по доверенности N 44/17 от 11.12.2017;
от уполномоченного органа - Сидорова Н.А. по доверенности N Д07- 0207 от 31.10.2017,
рассмотрев жалобу ООО "Импульс Строй", ООО "ЛИГО-Дизайн трейдинг" (далее - Заявители) на положения аукционной документации, утвержденной - Муниципальным казенным учреждением городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) путем проведения электронного аукциона по объекту: "выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Дополнительное здание МАОУ Гимназии N 3 в г. Южно-Сахалинске" (извещение N 0161300000117001470),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика, утвердившего, по их мнению, положения конкурсной документации с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), которые выразились в следующем:
1. по мнению ООО "Импульс строй" Заказчик незаконно объединил в один предмет закупки строительные работы и поставку оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, что может привести к необоснованному ограничению количества участников закупки.
2. согласно доводам жалобы ООО "ЛИГА-Дизайн трейдинг" Заказчиком в аукционной документации незаконно установлены следующие требования/условия:
- в составе второй части заявки на участие в аукционе участник предоставляет выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также сведений о специалистах по организации архитектурностроительного проектирования в Национальном реестре в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;
- необоснованные сроки на проведение инженерных изысканий и разработки проектной документации;
- в проекте контракта не установлен конкретный размер удержания выплаченного аванса в счет его погашения;
- в проекте контракта установлено право Заказчика, задержать оплату в случае предоставления Подрядчиком ненадлежащим образом оформленных документов, либо не предоставление полного комплекта документов, либо в необходимом количестве экземпляров, в требуемом виде уполномоченному представителю Заказчика.
Наличие в документации указанных требований по мнению Заявителей, являются незаконными и приведут к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа в письменном отзыве и в устном выступлении не согласились с доводами жалоб, просили признать жалобы необоснованными.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации, а также с целью принятия законного и обоснованного решения, Комиссией объявлен перерыв до 13.12.2017 18-00.
После перерыва, Комиссия в ходе рассмотрения полученной информации, проведя в порядке ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внеплановую проверку, установила следующее.
28.11.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона (N 0161300000117001470).
Начальная (максимальная) цена контракта - 465 815 620,00.
Дата и время окончания подачи заявок - 15.12.2017 10:00.
Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в
сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как следует из материалов дела, Уполномоченным органом - Администрацией города Южно-Сахалинска в лице Управления централизованных закупок Департамента правового обеспечения размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Дополнительное здание МАОУ Гимназии N 3 в г. Южно-Сахалинске".
В Управление Сахалинского УФАС в отношении спорного аукциона поступили жалобы от ООО "Импульс строй" и ООО "ЛИГА-Дизайн трейдинг".
Из доводов жалобы ООО "Импульс Строй" следует, что Заявитель
обжалует действия Заказчика в части незаконного объединения последним в один предмет закупки строительных работ и поставку оборудования, по его мнению, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, а именно:
- сценическое оборудование театрального зала;
- система видеонаблюдения;
- система контроля и управления доступом;
- лифтовое оборудование;
- подъемники и т.д.
Подпунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носитьобъективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссией установлено, что предметом закупки является строительство дополнительного здания МАОУ Гимназии N 3 для муниципальных нужд "под ключ".
Согласно аукционной документации в предмет электронного аукциона входит комплекс работ по строительству, включая выполнение инженерных изысканий, проектной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, выполнение строительно-монтажных работ, поставку необходимых материалов, изделий, оборудования, получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, выполнение иных действий Подрядчика, необходимых для выполнения работ по Контракту.
Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение полного комплекса работ, согласно проектно-сметной документации по объекту: "Дополнительное здание МАОУ Гимназии N 3 в г. Южно- Сахалинске", то есть строительство данного объекта "под ключ".
Понятие "строительство объектов "под ключ" содержится в п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 (далее - Постановление N 147).
Метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции.
Согласно п. 2 приложения к названному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Проанализировав материалы дела, учитывая содержание процитированных выше норм права, а также принимая во внимание то, что поставка спорного оборудования предусмотрена проектной документацией и включена в сметную стоимость, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик правомерно в объект закупки включил поставку оборудования, указанного в аукционной документации.
Вместе с тем, Комиссия считает, что в рассматриваемом случае имеется не только связь работ по строительству с услугами по поставке оборудования, а также усматривается, что объединение указанных работ позволит обеспечить их качественное выполнение, а также эффективно и рационально использовать бюджетные средства.
Кроме того, ООО "Импульс строй" не доказал, что формирование Заказчиком объекта закупки в таком виде привело к ограничению конкуренции.
Также, Постановлением Правительства N 563 урегулирован порядок и основания заключения контрактов предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству, а также вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Материалами дела установлено, что в предмет аукциона включены работы по проектированию и сдаче объекта в эксплуатацию, соответственно, предмет контракта по составу подлежащих выполнению работ отвечает определенному пунктом 1.4 упомянутого выше Положения понятию "строительство "под ключ".
При таких обстоятельствах, Комиссия делает вывод о том, что включенное в Техническое задание оборудование и материалы, имеет технологическую и функциональную связи с работами, выполнение которых является предметом аукциона.
Таким образом, вывод ООО "Импульс строй" о том, что поставка оборудования технологически и функционально не связана со строительством, Комиссией признается необоснованным, поскольку итоговой целью закупки является создание готового объекта к эксплуатации.
Доводы, изложенные ООО "ЛИГА-Дизайн трейдинг" в жалобе, Комиссией рассмотрены и сделаны следующие выводы.
Относительно первого довода, в котором заявитель указывает на незаконное требование в части предоставления участником в составе второй части заявки на участие в аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также сведений о специалистах по организации архитектурно-строительного проектирования в Национальном реестре в области инженерных изысканий и архитектурно- строительного проектирования, Комиссия установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик при осуществлении закупки должен установить единые требования к участникам закупки о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В п. 30 Информационной карты документации об аукционе Заказчиком установлено требование к участникам Закупки, представить в составе второй части заявки следующие документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:
- выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов).
Как установлено ч. 1 ст. 47 ГрК РФ, инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с ч. 4 ст. 48 Градостроительного Кодекс РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
На основании ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Также, согласно ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
Виды работ по инженерным изысканиям содержатся в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ N 624), раскрывающем содержание и виды работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение видов работ Перечня по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства необходимо получить свидетельство о допуске к работам в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих инженерные изыскания.
Из прямого толкования вышеуказанных норм ГрК РФ, условием допуска к участию в закупке, включающей, в том числе, работы по инженерным изысканиям и подготовки проектной документации должно являться обязательное наличие у участника закупки выписки из реестра СРО о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Вместе с тем, в предмет контракта по выполнению работ по строительству "под ключ" объекта: "Дополнительное здание МАОУ Гимназии N 3 в г. Южно-Сахалинске", включены, в том числе работы по выполнению строительно-монтажных работ.
Пунктом 16.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Порядок и основания заключения таких контрактов регулируются "Правилами заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 563).
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Статьей 52 ГрК РФ урегулированы случае, при которых работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, могут выполняться лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
К таким случаям относятся:
- работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций;
- не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
- индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Иных случаев, выполнения работ по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства лицами, не являющимися членами СРО в области в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства законом не предусмотрены, а значит требования о предоставлении в составе второй части заявки, в том числе, выписки из реестра СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства является законным.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что заключение договоров застройщиком и/или техническим заказчиком по результатам закупок, предметом которых являются одновременно работы по выполнению инженерных изысканий, проектные работы и работы по строительству возможно с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем только при условии наличия выписки (выписок) подтверждающей, что участник является членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах, Комиссия решила, что Заказчик, руководствуясь вышеуказанными нормами, установил в документации об аукционе законные и обоснованные требования к участникам закупки, в части представления в составе второй части заявки выписки из реестра членов СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Помимо вышеизложенного, Комиссией установлено, что в п. 30 Информационной карты, установлено следующее требование: "выписки, предоставляемые участником должны быть оформлены с соблюдением следующих условий:
- СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен
превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
- наличие сведений о специалистах по организации архитектурно- строительного проектирования в Национальном реестре в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования".
Частью 5 ст. 55.17 ГрК РФ установлено, что форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации утверждена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается (ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе).
Таким образом, требование Заказчика о предоставлении участником в составе второй части заявки выписок с соблюдением вышеуказанных условий является незаконным и противоречащим требованиям ч. 5 ст. 55.17 Грк РФ, так как влекут за собой изменение такой формы, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и нарушает положения ч. 6 ст. 66 настоящего Федерального закона.
Кроме того, требования ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ распространяются на правоотношения между саморегулируемой организацией и лицом, являющимся членом такой организации.
В связи с чем, первый довод жалобы, признается частично обоснованным.
Второй довод жалобы в части установления Заказчиком необоснованных сроков, предусмотренных аукционной документацией на проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации, признается Комиссией обоснованным в силу следующего.
Пунктом 3.1 проекта муниципального контракта установлено:
"Общий срок выполнения работ (включая срок на предоставление результатов инженерных изысканий, проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, поставку необходимых материалов, изделий, оборудования, получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию) с даты, следующей за датой вступления контракта в силу по "01" апреля 2020 года, при этом:
- по "30" апреля 2018 года - предоставление результатов инженерных изысканий, проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта;
- по "10" марта 2020 года - окончание всего объема работ по строительству "под ключ", получение заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
- по "01" апреля 2020 года - получение Заказчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Из чего следует, что на проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации, в том числе получение заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также заключения о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, Заказчиком установлен срок 4 (четыре) месяца.
Согласно п. 7 ст. 49 ГрК РФ срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней.
То есть, предоставление на государственную экспертизу проектной документации должно быть осуществлено не позднее 1 марта 2018, в таком случае на проведение инженерных изысканий и разработку проектной документации остается 2 (два) месяца.
В соответствии с Приказом Минстроя России от 27.02.2015 N 137/пр "Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений" (далее - Приказ N 137/пр) для объектов площадью от 1 500 м до 5 000 м предусмотрены следующие сроки для выполнения инженерных изысканий - 1 (один) месяц и осуществления архитектурно- строительного проектирования - 6 (шесть) месяцев.
В связи с этим, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении для Подрядчика срока выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования до 30.04.2018 включительно, содержат признаки нарушения требований действующего законодательства, и повлекут за собой необоснованное ограничение числа участников закупок, что нарушает ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
Согласно третьему доводу, в проекте контракта не установлен конкретный размер удержания выплаченного аванса в счет его погашения.
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема и требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В п. 4.1 проекта муниципального контракта Заказчиком определен размер выплачиваемого Подрядчику аванса в размере 25% от цены контракта, но не более 25 % лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года. Заказчик выплачивает Подрядчику аванс в каждом финансовом году в течение 30 дней с даты получения Заказчиком надлежаще оформленного счета. Погашение аванса производится в каждом финансовом году при расчетах за выполненные работы, путем удержания средств от стоимости выполненных работ, в сумме согласно графику оплаты, до полного погашения суммы аванса текущего финансового года.
Таким образом, Заказчик установил, что погашение полученного Подрядчиком аванса будет осуществляться путем удержания денежных средств от стоимости выполненных работ в сумме согласно графику оплаты.
При этом, в ходе заседания Комиссией установлено, что в составе аукционной документации график оплаты не размещен.
В связи с чем, установить размер удержания денежных средств, выплаченных Подрядчику в счет погашения аванса, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, Заказчик оставил за собой право установить размер удержания с Подрядчика денежных средств в счет погашения аванса в каждом отдельном случае индивидуально, что является избирательным подходом и ставит участников закупки в не равные условия.
В связи с чем, Комиссия решила, признать довод жалобы обоснованным, а Заказчика нарушившим ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
В четвертом доводе жалобы Заявитель указал на незаконное право Заказчика, задержать оплату в случае предоставления Подрядчиком ненадлежащим образом оформленных документов, либо не предоставление полного комплекта документов, либо в необходимом количестве экземпляров, в требуемом виде уполномоченному представителю Заказчика.
Согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 указанного Федерального закона, из которой следует, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком.
То есть, установленный законом 30-дневный срок определен с момента подписания Заказчиком документа о приемке оформленного с соблюдением требований Подрядчиком предусмотренных документацией о закупке в каждом конкретном случае отдельно.
Так, в п. 4.2 проекта муниципального контракта Заказчик установил: "Оплата за фактически выполненные работы производится Заказчиком в соответствии с графиком оплаты выполненных работ в общей сумме не превышающей 95% от цены Контракта с учётом предыдущих платежей и погашения аванса в полном объеме в 2018-2020 годах в пределах лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком Актов приемки-передачи выполненных работ - при сдаче работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации или Актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 за расчетный период (календарный месяц) - при сдаче строительно-монтажных работ.
Подписанные Акты приемки-передачи выполненных работ или Акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 предоставляются Подрядчиком в 6-ти экземплярах с приложением оригиналов подписанных Подрядчиком следующих документов:
счёт-фактура (счёт) - в 1-м экземпляре;
акт сверки взаимных расчетов - в 3-х экземплярах;
при сдаче строительно-монтажных работ - справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3 в 6-ти экземплярах.
Таким образом, Заказчик установил требования к оформлению и комплектации приемо-сдаточной документации.
Соответственно, 30-дневные срок оплаты, предусмотренный ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе, наступает с момента подписания Заказчиком акта/актов приемки-передачи выполненных работ и иных документов, предусмотренных п. 4.2 проекта муниципального контракта представленных Подрядчиком с соблюдением требований установленных этим же пунктом.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что право Заказчика предусмотренное им в п. 4.6 проекта муниципального контракта: "Заказчик вправе задержать оплату в случае предоставления Подрядчиком ненадлежащим образом оформленных документов, либо не представления полного комплекта документов, либо в необходимом количестве экземпляров, в требуемом виде уполномоченному представителю Заказчика", является незаконным и нарушает требования ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Импульс Строй", на положения аукционной документации, утвержденной - Муниципальным казенным учреждением городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" путем проведения электронного аукциона по объекту: "выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Дополнительное здание МАОУ Гимназии N3 в г.Южно-Сахалинске"" (извещение N 0161300000117001470) - необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ЛИГО-Дизайн трейдинг" на положения аукционной документации, утвержденной - Муниципальным казенным учреждением городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" путем проведения электронного аукциона по объекту: "выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Дополнительное здание МАОУ Гимназии N3 в г.Южно-Сахалинске"" (извещение N 0161300000117001470) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Муниципальное казенное учреждение городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" нарушившим положения ч. 6 ст. 66, ч. 2 ст. 8, ч. 13 ст. 34 и ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Муниципальному казенному учреждению городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской федерации.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии В.А. Гришечкина
С.А. Дубровина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 декабря 2017 г. N 379/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2017