Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - отдела контроля государственных закупок начальника Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Казанова Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Дубровиной С.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу - ООО "Актив-Тендер" (далее Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной - Муниципальным унитарным предприятием "Жилкомсервис" муниципального образования "Курильский городской округ" (далее - Заказчик) путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка дизельного топлива для нужд МУП "Жилкомсервис"" (извещение N 0561600003117000009) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии.
По мнению Заявителя жалобы, извещение и аукционная документация утверждены и размещены с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Уполномоченного учреждения не согласился с доводами Заявителя, а также представил устные и письменные возражения, из которых следует, что установленные в аукционной документации требования к объекту закупки не нарушают права и законные интересы Общества как участника закупки.
Представитель Заказчика поддержал Уполномоченное учреждение по существу заявленных требований.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 32 р. "Информационная карта" аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки участник закупки при подготовке первой части заявки на участие в аукционе должен:
1) в случае, если техническая, функциональная характеристика содержит максимальные и минимальные значения - указать конкретное значение технической, функциональной характеристики в пределах максимальных и минимальных значений (в том числе предельное максимальное или минимальное значение);
2) в случае, если техническая, функциональная характеристика содержит максимальное значение - указать значение технической, функциональной характеристики наименьшее максимальному либо равное ему значение;
3) в случае, если техническая, функциональная характеристика содержит минимальное значение - указать значение технической, функциональной характеристики наибольшее минимальному либо равное ему значение;
4) в случае, если техническая, функциональная характеристика не содержит максимального и/или минимального значения, т.е. такое значение является конкретным (точным) - указать соответствующее значение без изменений;
5) знак * - показатель, который изменению не подлежит.
6) в случае, если указано словосочетание "и/или" - необходимо указать либо оба значения, либо один на выбор.
7) в случае, если значения указаны с использованием союза "или" - необходимо предоставить одно из указанных значений.
Под максимальными и (или) минимальными значениями технических, функциональных характеристик следует понимать технические, функциональные характеристики материалов, изделий (элементов) и оборудования (при наличии), которые сопровождаются словами "менее", "не менее", "более" "не более", "больше", "меньше", "более чем", "менее чем", "не более чем", "не менее чем" "больше чем", "меньше чем", "не больше чем", "не меньше чем", "от", "до", "не ниже", "не выше", "не ниже чем", "не выше чем" и т.д.
Согласно Техническому заданию аукционной документации:
N п/п |
Наименование показателя |
Норма для топлива дизельного марки ДТ-Л-62 |
1. |
Цетановое число, не менее |
46 |
2. |
Фракционный состав, 50% перегоняется при температуре °C, не выше 95% (по объему) перегоняется при температуре °C, не выше |
280 360 |
3. |
Кинематическая вязкость при 20 °C, мм2/м (сСт) |
3,0-6,0 |
4. |
Массовая доля серы, мг/кг, не более |
2000 |
5. |
Температура вспышки, в закрытом тигле, °C, не ниже: для тепловозных и судовых дизелей для дизелей общего назначения |
62 40 |
6. |
Коксуемость, 10%-ного остатка, не более |
0,2 |
7. |
Зольность, %, не более |
0,01 |
8. |
Содержание воды, мг/кг, не более |
200 |
9. |
Общее загрязнение, мг/кг, не более |
24 |
10. |
Испытания по медной пластинки |
Класс 1 |
11. |
Содержание водорастворимых кислот и щелочей |
Отсутствует |
12. |
Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более |
5 |
13. |
Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более |
6 |
14. |
Плотность при 15 °C кг/м3, не более |
863,4 |
15. |
Предельная температура фильтруемости, °C, не выше |
- 5 |
Заявитель утверждает, что, не представляется возможным указать конкретные значения требуемых заказчиком, ввиду отсутствия данного товара в наличии и отсутствии к нему данных производителя, данных инструкции, документов о качестве, и данных лабораторных испытаний. Установление Заказчиком требований к товару, его составу и (или) компонентов товара, показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, нарушают требования Закона о контрактной системе. Считает действия Заказчика неправомерными и необоснованными, нарушающими законные интересы участников закупки, в том числе Заявителя, а также приводят к ограничению доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия установила, что согласно Письму ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 ФАС России сообщает территориальным органам ФАС России о необходимости учета позиций, изложенных в настоящем письме, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а именно:
"При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Как указано выше, нормы Закона о контрактной системе предусматривают, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В тоже время аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по заполнению заявки. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Однако Техническое задание и инструкция по заполнению заявки описаны так, что участникам закупки необходимо указать показатели товара в конкретном числовом значении, что сделать невозможно, если у участника нет в наличии товара, являющегося объектом закупки, либо не имеется данных о показателях товара который возможно приобрести в будущем в целях реализации настоящего аукциона.
Кроме того, участник закупки который не имеет данных о показателях требуемого товара, либо не имеет такой товар в наличии, но при этом декларирует свою заявку таким образом, чтобы соответствовать требованиям аукционной документации, может создать неблагоприятные последствия в виде не реализации закупки.
Вместе с тем, не все участники имеют возможность иметь закупаемый товар в наличии.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное описание в Техническом задании требований к описанию участниками товара, используемого при выполнении работ, веществ и компонентов, из которых они состоят, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства ограничивают возможность участников закупки, в том числе и Заявителя, предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Кроме того, по окончании срока подачи заявок не подана ни одна заявка, что подтверждает, установление в Техническом задании аукционной документации требований, которые приводят к ограничению количества участников аукциона или ограничению доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, Комиссия признает жалобу Заявителя обоснованной, а Уполномоченное учреждение нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Также в жалобе указано, в извещении о проведении электронного аукциона, опубликованном в ЕИС, заказчиком не установлен порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта.
Согласно п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В соответствии с п. 8 ст. 42 Закона о контрактной в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В ходе анализа извещения об аукционе установлено, что в разделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок указано лишь "Обеспечение заявки". В разделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" указано "Обеспечение контракта".
Таким образом Комиссия пришла к выводу, что заказчиком нарушены требования п.п. 7, 8 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу - ООО "Актив-Тендер" на положения аукционной документации, утвержденной - Муниципальным унитарным предприятием "Жилкомсервис" муниципального образования "Курильский городской округ" путем проведения электронного аукциона по объекту: "Поставка дизельного топлива для нужд МУП "Жилкомсервис"" (извещение N 0561600003117000009) - обоснованной.
2. Признать заказчика - МУП "Жилкомсервис" муниципального образования "Курильский городской округ" нарушившим п.1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, п.п. 7, 8 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - МУП "Жилкомсервис" муниципального образования "Курильский городской округ" обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии |
С.А. Дубровина
Н.А. Казанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 декабря 2017 г. N 384/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2017