Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. -заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Миненка И.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
Кобякова В.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Ресурс МПС" - не явились, уведомлены;
от заказчика - Администрация Родинского района Алтайского края - Фесика А. А.;
От уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" - Маноха М. П., Горькавой Н. В.;
рассмотрев жалобу ООО "Ресурс МПС" на положения документации закупки N 0817200000317011389 "Поставка технологического оборудования (орг. техника) по объекту "Пристройка здания начальной школы к основному зданию МБОУ Родинская средняя общеобразовательная школа N 1 в с. Родино Родинского района Алтайского края", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Ресурс МПС" на положения документации закупки N 0817200000317011389 "Поставка технологического оборудования (орг. техника) по объекту "Пристройка здания начальной школы к основному зданию МБОУ Родинская средняя общеобразовательная школа N 1 в с. Родино Родинского района Алтайского края", в которой заявитель положения документации об электронном аукционе, а именно:
1. Описание объекта закупки, в части описания товара "Монитор", не носит объективный характер, в части установления требований к характеристике "разрешение: Точек на дюйм не менее 1600х900";
2. Заказчиком не применено постановление Правительства РФ N 1236 и части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в части закупки операционной системы Microsoft Windows.
3. Заказчиком установлен неисполнимый срок поставки товара - 3 календарных дня.
4. Заказчик в ответ на запрос о разъяснениях документации об электронном аукционе изменил требования установленные документацией об электронном аукционе.
5. Заказчик в нарушение пункта 5 части 7 статьи 63 Закона о контрактной системе и Приказа Минэкономразвития N 155 не установил преференции для техники Российского производства (объектом закупки является поставка оргтехники с кодами включенными в перечень установленный Приказом N 155).
На основании изложенного, Заявитель просит выдать заказчику и уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель Заказчика представил документы по запросу, а так же пояснил, что с доводами жалобы не согласен, считает ее необоснованной.
Представитель Уполномоченного учреждения представил документы по запросу, поддержал доводы представителя Заказчика, пояснил, что считает жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения Заказчика, Уполномоченного учреждения, а также изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
21.11.2017 г. уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении закупки N 0817200000317011389 "Поставка технологического оборудования (орг. техника) по объекту "Пристройка здания начальной школы к основному зданию МБОУ Родинская средняя общеобразовательная школа N 1 в с. Родино Родинского района Алтайского края".
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно извещению о проведении закупки, документации об Аукционе объектом закупки является поставка технологического оборудования (орг. техника) по объекту "Пристройка здания начальной школы к основному зданию МБОУ Родинская средняя общеобразовательная школа N 1 в с. Родино Родинского района Алтайского края".
Техническим заданием документации об Аукционе установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и другие характеристики используемых при проведении работ товаров, а также требования к товарам, в том числе по пункту 2 Технического задания "Монитор".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что описание объекта Закупки составлено в соответствии с потребностью Заказчика в таких показателях, кроме того под описание объекта закупки подходят товар не менее трех производителей производящих оборудование, соответствующее требованиям технического задания (с указанием разрешения в dpi).
Для обозначения разрешающей способности различных процессов преобразования изображений (сканирование, печать, растеризация и т. п.) используют следующие термины:
dpi (англ. dots per inch) - количество точек на дюйм.
ppi (англ. pixels per inch) - количество пикселей на дюйм.
lpi (англ. lines per inch) - количество линий на дюйм, разрешающая способность графических планшетов (дигитайзеров).
spi (англ. samples per inch) - количество семплов на дюйм; плотность дискретизации (англ. sampling density), в том числе разрешение сканеров изображений.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией установлено, что разрешением экрана монитора обычно называют размеры получаемого на экране изображения в пикселях: 800600, 1024
768, 1280
1024, подразумевая разрешение относительно физических размеров экрана, а не эталонной единицы измерения длины, такой как 1 дюйм.
Вместе с тем, Заказчик при описании объекта закупки установил требование о желаемом разрешении в dpi. Исходя из пояснений Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что для Заказчика это исключительно справочная величина.
В заседании Комиссии Заказчик не представил обоснований и доказательств, почему его потребностям соответствуют только мониторы в документации, к которым содержится информация о разрешении количества точек на дюйм. Таким образом, описание объекта закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 не носит объективный характер.
Довод Заявителя обоснован.
2. Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236 обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Техническим заданием документации об Аукционе предусмотрена поставка предустановленного лицензионного программного обеспечения Microsoft Windows 10 Pro 64bit с бессрочным сроком действия. В комплект поставки должна входить оригинальная наклейка (голограмма) и оригинальный дистрибутив.
В своем обосновании невозможности соблюдения запрета пункта 2 Постановлении Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 Заказчик признал наличие в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных программного продукта того же класса, что и операционная система Microsoft Windows - программный продукт Альт Линукс СПТ (таким образом, отсутствует исключение, указанное в подпункте "а" пункта 2 указанного Постановления).
При этом, Заказчик сослался на то, что программный продукт Альт Линукс СПТ не соответствует следующим требованиям:
- Не имеет поддержки службы облегченного доступа к каталогам Active Directory;
- Отсутствует служба управления правами Active Directory включая групповые политики учетных записей пользователей и компьютеров;
- Отсутствует служба сетевой политики и доступа;
- Не имеет возможности проверять цифровую подпись производителя и блокировать установку приложения в случае ее отсутствия;
- Авторизация в Active Directory производится не по имени пользователя и паролю;
- Не обеспечена возможность установки в режиме UEFI;
- Отсутствует поддержка протокола RDP для подключения к удаленным рабочим местам;
- Отсутствует встроенный гипервизор;
- Отсутствует возможность использования домена для аутентификации компьютеров под управлением Windows.
Однако, в Техническом задании документации об электронном аукционе отсутствуют соответствующие требования и, следовательно, отсутствует исключение, указанное в подпункте "б" пункта 2 указанного Постановления.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Согласно подпункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
В документации об электронном аукционе установлено, что поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме в течение 3 календарных дней со дня заключения Контракта.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель Заказчика, предметом контракта является поставка компьютерной техники, поэтому, для исполнения контракта не требуется существенных временных затрат, данный срок установлен им исходя из имеющейся потребности.
Считает, что исходя из положений документации, участник аукциона, ознакомившимся с установленным требованием, самостоятельно принимает решение о целесообразности возможного участия в нем с учетом численности работников организации, наличия налаженной логистической инфраструктуры, технических средств и иных ресурсов для успешного исполнения контракта.
Установленный Заказчиком срок, не противоречит требованиям действующего Законодательства, довод Заявителя не подтвердился.
4. В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно пояснениям представителя Заявителя от имени ООО "ЭНС" были поданы запросы о даче разъяснений положений документации N 1, N 2, N 11.
В Техническом задании документации об электронном аукционе установлено следующее требование к "Системному блоку в сборе с предустановленной операционной системой" (позиция 1): Технология защиты системы от программных ошибок наличие.
Заказчику поступили запросы на разъяснения положений аукционной документации, на которые в установленный законом срок, Заказчик ответил:
1. Заказчик не может и не обязан знать как именно на проrраммном уровне реализуется требуемый функционал процессора. Участник может уточнить каким образом производитель реализует технолоrии, функции и проверки производимоrо им оборудования непосредственноrо у самоrо производителя.
2. На современных процессорах добавлен определенный атрибут (бит) страницы памяти, который служит для защиты системы от ошибок проrрамм, а также использующих их вирусов, троянских коней и прочих вредоносных проrрамм.
Более подробно с работой данной технолоrии можно познакомиться на официальных сайтах производителей процессоров.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Не согласившись с доводом Заявителя, Комиссия приходит к выводу, что разъяснения не нарушают требования части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, а указывают на одно из возможных решений системы защиты информации.
5. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в документации о проведении электронного аукциона неправомерно не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 (далее - Приказ N 155).
В соответствии с пунктом 3 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Пунктом 7 Приказа N 155 установлено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Приказа N 155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 Приказа N 155, не применяется в случаях, если в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
Согласно пункту 10 Технического задания документации об электронном аукционе к поставке предусмотрен товар "Телевизор", имеющий код по ОК 034-2014 - 26.40.20.110 не включенный в перечень товаров указанных в Приказе N 155).
Согласно Протоколу подведения итогов ЭА в электронной форме N 0817200000317011389 от 11.12.2017, все участники закупки были признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
Нарушения Закона о контрактной системе, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, не явились основанием для признания Заявок участников закупки не соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
На основании изложенного, Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ресурс МПС" частично обоснованной.
2. Признать действия Заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении пункта 1, части 1 статьи 33, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе неправомерными.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, в связи с нецелесообразностью.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А. В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
И. В. Миненок |
|
_____________________________ |
В. А. Кобяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 14 декабря 2017 г. N 858/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017