Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России: Харитонова С.Н., Куксова С.В.,
ООО "РегионСтрой": Анохина Е.А.,
рассмотрев жалобу ООО "РегионСтрой" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (далее - Заказчик) при проведении конкурса для заключения энергосервисного контракта на право заключения государственного контракта на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов теплоснабжения (Закупка N 0373400005317003190) (далее - Конкурс), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявители обжалуют действия Заказчика, выразившиеся в утверждении конкурсной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 07.12.2017 NМГ/63199/17 необходимые документы и сведения.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран код ОКПД2 71.12.11.000 "Услуги в виде научно-технических консультаций".
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На заседании Комиссии Управления установлено, что объектом закупки является заключение энергосервисного контракта на право заключения государственного контракта на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов теплоснабжения, а также выбран код ОКПД2 71.12.11.000 "Услуги в виде научно-технических консультаций".
Согласно ч.1 ст.21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В силу п.2 ч.3 ст.21 Закона о контрактной системе в план-график включается следующая информация о наименовании и описании объекта закупки с указанием характеристик такого объекта с учетом положений статьи 33 Закона о контрактной системе, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта.
В соответствии с ч.2 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
Контроль за соответствием информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках осуществляется ЕИС, функции по ведению которой принадлежат Федеральному казначейству.
На основании вышеизложенного, данный довод Заявителей о том, что Извещение о проведении закупки не соответствует информации, содержащейся в плане-графике, Комиссией Управления не рассматривается.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком выбран неверный способ определения поставщика, поскольку работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению построек, реконструкции и ремонту зданий) имеют код по ОКПД2 41.20.4. Таким образом, Заказчиком должен проводится аукцион.
На основании ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о контактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом о контактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N636 "О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)" указано, что определение Исполнителя услуг по энергосервисному контракту возможно, в том числе, в рамках проведения конкурса.
На основании ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Перечень товаров, работ, услуг, в отношении которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
Заказчиком выбран код ОКПД2 71.12.11.000 "Услуги в виде научно-технических консультаций", кроме того указанная группировка также включает энергосервис, а также данный код не включен в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Таким образом, действия Заказчика при осуществлении указанной закупки путем проведения открытого конкурса является правомерным.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в составе конкурсной документации установлены дополнительные требования по разработке проектной документации, которые могут выполняться только лицами имеющими допуск СРО на проектно-изыскательские работы. Вместе с тем требование о наличии у участников закупки допуска СРО конкурсной документацией не установлено.
Согласно ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Энергосервисная компания - финансовый институт, который может нанимать специализированные монтажные, строительный организации. Кроме того, предусмотренный вид работ по техническому перевооружению планируется провести без изменений конструктивных и других характеристик надежности и безопасности капитальных строений котельной. Вместе с тем в рамках исполнения контракта Исполнителем при необходимости разрабатывается проектная документация и согласовывается с Заказчиком. Таким образом, объектом закупки не является разработка проектно-сметной документации.
Ч.1 ст.19 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Кроме того, отличительной особенностью энергосервисного контракта является то, что затраты инвестора возмещаются за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить каким образом данное положение конкурсной документации вводит участников закупки в заблуждение и ведет к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы в конкурсной документации указано о соответствии применяемых материалов требованиям проектной документации.
Комиссией Управления установлено, что в приложении N3 к Конкурсной документации указано, что исполнитель обязан выполнить работы в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативными требованиями Строительных норм и правил Российской Федерации (СПиН), Государственными стандартами Российской Федерации в области строительства и капитального ремонта (ГОСТ), руководящими документами системы (РДС), техническими условиями (ТУ). При выполнении работ Исполнитель обязан применять материалы, изделия и оборудование, соответствующие техническим условиям, утвержденной и согласованной проектной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в конкурсной документации прописаны требования по минимальному КПД котлового оборудования, виду основного топлива, параметрах производимого теплоносителя, а также дополнительно прописаны технические характеристики существующей котельной. Требования по формированию проектно-сметной документации применены в стандартном виде и являются внутренним документом, необходимым для согласования устанавливаемого оборудования и перечня мероприятий, предлагаемых Исполнителем, и направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить каким образом данное положение конкурсной документации вводит участников закупки в заблуждение и ведет к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика относительно неправомерного формирования и обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта.
Главой 6 Закона о контрактной системе установлен порядок обжалования действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно п.1 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 ст.99 Закона о контрактной системе) в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст.18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Ч.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 ст.99 Закона о контрактной системе) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, рассмотрение жалобы участника закупки на предмет неправомерного формирования и обоснования начальной (максимальной) цены государственного контракта не относятся к компетенции Московского УФАС России.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РегионСтрой" на действия ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в рамках своей компетенции необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России от 07.12.2017 NМГ/63199/17.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 декабря 2017 г. N 2-57-15794/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.12.2017