Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей ФГБУ "ВНИИИМТ" Росздравнадзора: Е.А. Корягиной, А.В. Филатова, Н.М. Пиюкова, И.Э. Костюшиной,
в отсутствие представителей ООО "Перспектива", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/61717/17 от 30.11.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ВНИИИМТ" Росздравнадзора (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт здания ФГБУ "ВНИИИМТ" Росздравнадзора по адресу: г.Москва, Каширское ш., д.24, стр.16 (Закупка N 0373100011617000004) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации, нарушают положения Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/61717/17 от 30.11.2017) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) Согласно доводам жалобы Заказчиком установлено единое требование к участникам закупки об их членстве в СРО, а также о предоставлении соответствующей выписки в составе второй части заявки, однако в аукционной документации не установлено условие о том, что уровень ответственности участника закупки не может быть меньше, чем его предложение о цене контракта, что является неправомерным, поскольку совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что участники закупки могут самостоятельно определить возможность участия в данном аукционе с учетом начальной (максимальной) цены контракта (далее -НМЦК).
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.6 ч.5 ст.63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п.12 "Требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" Информационной карты аукционной документации установлено: "Участник закупки должен подготовить заявку на участие в аукционе по содержанию и составу в соответствии с требованиями, установленными в п. 3.1 раздела I настоящей документации. Участник закупки должен соответствовать следующим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации: а) должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; б) СРО, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;в) совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов закупок (в том числе с учетом возможного заключения государственного контракта, являющегося предметом настоящего аукциона), не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Копии документов, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе копии действующих лицензий (свидетельств), необходимых для оказания предлагаемых участником закупки услуг, являющихся предметом аукциона, выданных на имя участника закупки (Выписка из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58. Эта выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе (данное требование не распространяется на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее, а также на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ) или копия свидетельства выданного СРО): 1. Свидетельство СРО по следующим пунктам и/или на право выступать генеральным подрядчиком (организатором строительства); 10_1 Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений; 12_5 Устройство оклеечной изоляции; 12_9 Гидроизоляция строительных конструкций; 12_10 Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования; 23_2 Монтаж лифтов; 24_2 Пусконаладочные работы лифтов; 24_5 Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов; 24_6 Пусконаладочные работы устройств релейной защиты; 24_8 Пусконаладочные работы систем напряжения и оперативного тока; 24_9 Пусконаладочные работы электрических машин и электроприводов; 24_23 Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки.
Ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В силу ч.3 ст.55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Согласно ч.13 ст.55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Кроме того, установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО, что не соответствует актуальной редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), поскольку, 01.07.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ГрК РФ внесены изменения, касающиеся, в том числе прав и обязанностей, как саморегулируемых организаций, так и их членов, а также документов, подтверждающих членство и содержащих информацию о членах СРО, необходимую заинтересованным лицам. При этом, согласно актуальной редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе заявки необходимо представить исключительно выписку из реестра членов СРО.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги являющихся предметом закупки, предъявляются определенные требования, то Заказчик обязан учитывать указанные требования в документации о закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.31, п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
2) По мнению Заявителя, в проекте контракта не установлено требование, предусмотренное ч.23 ст.34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" (далее - Постановление N775), установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно извещения начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке составляет 130 080 500,00 рублей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что финансирование данной закупки осуществляется за счет средств Федерального бюджета, что указано в п.6 Информационной карты, а также платеж по контракту осуществляется с соблюдением норм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1552 "Об утверждении правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Таким образом, Заказчиком по данному аукционы выступает ФГБУ "ВНИИИМТ" Росздравнадзора, не имеющего регионального или муниципального финансирования, что свидетельствует о том, что положения Постановления N775 не применяются в отношении данного Заказчика.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не предоставил сведений, документов в подтверждение обоснованности данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия ФГБУ "ВНИИИМТ" Росздравнадзора обоснованной в части установления неправомерных требований в п.12 Информационной карты аукционной документации.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.31, п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания Атюс" по делу о нарушении Закона о контрактной системе N 2-57-14861/77-17 от 28.11.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
С.И. Казарин
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 декабря 2017 г. N 2-57-15290/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017