Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок
К.А. Сомова,
при участии представителей:
ГБУ "Автомобильные дороги": С.А. Ястребова,
ООО "Омникомм-Саранск": В.В. Морикова,
рассмотрев жалобу ООО "Омникомм-Саранск" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку автоматических бортовых технических устройств на автотранспортные средства для нужд ГБУ "Автомобильные дороги" среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (Закупка N 0373200307317000519) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 28.11.2017 N МГ/61058/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) По мнению Заявителя, в извещении о проведении электронного аукциона указан неверный код ОКПД.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что, согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0373200307317000519 предметом закупки является поставка автоматических бортовых технических устройств на автотранспортные средства, при этом, Заказчиком выбран код ОКПД 29.32.30.390 "Части и принадлежности для автотранспортных средств прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно доводам жалобы Заявителя, объектом данной закупки является поставка тахографов. При этом общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности содержит такую категорию как "29.32.30.163: Тахографы". Следовательно, исходя из описания объекта закупки (требований к товару), в извещении должен быть указан код ОКПД2: 29.32.30.163 "Тахографы".
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указан код ОКПД не соответствующий предмету закупки, что может вводить участников закупки в заблуждение в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, по мнению Заявителя, в Приложении N1 к Техническому заданию установлены неправомерные требования к товару "Автоматические бортовые технические устройства".
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в Приложении N1 к Техническому заданию установлено: п."Автоматические бортовые технические устройства":
·"Диапазон рабочей температуры- не выше -20 / не ниже 70 °С", а также установлено требование о соответствии товара ГОСТ Р 53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке". ГОСТ Р 53831-2010 регламентирует следующее: п.4.2.11 "Тахограф должен быть работоспособным в диапазоне температур воздуха от минус 20 °C до плюс 70 °C, а датчик движения - от минус 40 °C до плюс 135 °C. Содержание блока памяти должно сохраняться при снижении температуры воздуха до минус 40 °C". Согласно доводам жалобы, требования к товару установлены таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчик необоснованно изменил, предусмотренное государственным стандартом изложение параметра "Диапазон рабочей температуры" с использованием символа "/".
·"Уровень зaщиты корпуса с лицeвой стороны от проникновения пыли и влaги - не менее IP54 по ГОСТ 14254". В ГОСТ 14254 указано: "4.2.10 Тахограф должен быть защищен от несанкционированного вскрытия опечатанного корпуса. В условиях эксплуатации тахографы должны быть защищены от попадания влаги и пыли. Тахограф должен соответствовать требованиям уровня защиты IP 40, а датчик движения должен удовлетворять требованиям уровня защиты IP 64 в соответствии с ГОСТ 14254". В соответствии с п.4.2. ГОСТ 14254, элементы кодов IP, запрашиваемые заказчиком, означают: Первая цифра 4 - значение для защиты оборудования от проникновения внешних твердых предметов диаметром 1,0 мм. Вторая цифра 4 - значение для защиты оборудования от вредного воздействия в результате проникновения воды сплошным обрызгиванием. Согласно доводам жалобы, требованием к степени зашиты с лицевой стороны от проникновения пыли и воды по ГОСТ 14254 не менее IP54, Заказчик ограничивает участников закупки в праве предложить товар, соответствующим всем требованиям законодательства в том числе национальным стандартам, а также Техническому регламенту таможенного союза, при том, что в самом ГОСТе указано требование IР40.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость описания объекта закупки данным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика присутствуют нарушения пп.1, 2 чч.1, 2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, по мнению Заявителя, следующие требования установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
· указание наименования закупки "автоматические бортовые технические устройства на автотранспортные средства", не позволяет осуществить поиск данной закупки в единой информационной системе в сфере закупок,
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно п.3.1. раздела 3 "Термины и определения" ГОСТ Р53831-2010 "Автомобильные транспортные средства. Тахографы. Технические требования к установке", тахограф - это автоматическое бортовое техническое устройство.
· по мнению Заявителя, Заказчик неправомерно объединил в один код ОКДП2 услуги по поставке оборудования, монтажу оборудования, поскольку в п.7 Технического задания, сопутствующими работами, услугами являются "Монтаж, настройка, осуществляется силами и за счёт поставщика. Монтаж, настройка осуществляется в момент поставки", таким образом, в документации присутствуют услуги по установке и монтажу оборудования, которые относятся к коду ОКДП2 33.20.42.000 "Услуги по монтажу профессионального электронного оборудования", однако в извещении к данному аукциону указан исключительно один код ОКДП2 29.32.30.390.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что п.4.3 раздела 4 "Порядок приемки товаров"проект контракта установлено, что поставка включает в себя, в том числе все виды погрузочно-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств. Объединение в один лот поставки оборудования и услуг по монтажу, калибровке цифрового тахографа и активация блока СКЗИ, не противоречит предмету закупки и соответствует ст.33 Закона о контрактной системе.
· в аукционной документации установлено требование "Автоматическое бортовое устройство ГОСТ Р 53831-2010: совместимость с товарами, используемыми Заказчиком - абонентская возимая радиостанция Гранит навигатор 2.08 и Гранит навигатор 5 для удаленной выгрузки данных", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку описание тахогрофов (технические паспорта) не содержат информации о совместимости с указанными Заказчиком устройствами, а также по совокупности технических характеристик подходит исключительно тахограф VDO DTCO 3283.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что у Заказчика на транспортных средствах установлено оборудование гранит навигатор 2.08 и гранит навигатор 5, при этом необходимость обеспечения взаимодействия поставляемого в рамках данного аукциона товара с товарами, используемыми Заказчиком описана в Техническом задании. Кроме того, представитель Заказчика предоставил информационное письмо от компании ООО "ИНТЕЛЛИК РУС" (исх. N 0235 от 21.08.2017), согласно которого тахограф "EFAS V2 RUS" соответствует ГОСТ Р 53831-2010 и обладает техническими характеристиками полностью соответствующими требованиям документации о закупке по извещению N 0373200307317000519.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не предоставил доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе в части вышеуказанных доводов, а также подтверждающих, что описание объекта закупки сформировано таким образом, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Омникомм - Саранск" на действия ГБУ "Автомобильные дороги" обоснованной в части указания в извещении о проведении электронного аукциона неверного кода ОКПД, а также установление неправомерных требований к товару "Автоматические бортовые технические устройства".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 чч.1, 2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
К.А. Сомов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ГБУ "Автомобильные дороги"
123007, г. Москва,
ул. Магистральная 1-Я, д. 23
2. ООО "Омникомм - Саранск"
430003, г. Саранск, а/я 22
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119435, г. Москва,
ул. Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-15152/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
01.12.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
на основании решения Комиссии от 01.12.2017 по делу N 2-57-15152/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Омникомм-Саранск" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку автоматических бортовых технических устройств на автотранспортные средства для нужд ГБУ "Автомобильные дороги" среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (Закупка N 0373200307317000519) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 01.12.2017 по делу N 2-57-15152/77-17 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 01.12.2017 по делу N 2-57-15152/77-17.
6. Заказчику в срок до 20.01.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
К.А. Сомов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 декабря 2017 г. N 2-57-15152/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017