Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ФГБУН "Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук": К.А. Степанова, А.А. Крылова, Е.А. Холостяковой,
ООО "КОНВЕРТЕР": А.А. Первакова,
рассмотрев жалобу ООО "КОНВЕРТЕР" (далее - Заявитель) на действия ФГБУН "Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на замену лифтового оборудования на объектах: Федерального государственного бюджетного учреждения науки Физический институт имени П. Н. Лебедева Российской академии наук (Закупка N 0373100006217000033) (далее - электронный аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/62122/17 от 04.12.2017 документы и сведения.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам, используемых при выполнении работ, оказании услуг, которые противоречат требованиям проектной документации, в частности:
- в п. "Лифт пассажирский": "Остановки-двери: 5-5", "Размеры шахты (Ш*Г), мм 1590*1700, 2210*2180, 1560*1700, 1530*1700".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности данного довода жалобы, в том числе документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов участника закупки, о невозможности формирования заявки на участие в аукционе, а также об ограничении Заявителя в части участия в данном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Также, в своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение и препятствуют формированию заявки на участие в аукционе, в частности:
- в п."Лифт пассажирский" Заказчиком установлены следующие требования: "Лифт должен соответствовать требованиям ТР ТС 011/2011 Технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов". Для обеспечения безопасности лифта требуется наличие устройств защиты, блокировки для остановки или предотвращения движения кабины".
По мнению Заявителя, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки (если в описании объекта закупки в столбцах 2-9 Таблицы предоставляется альтернативный выбор между различными вариантами сопровождаемый альтернативными союзами "или", "либо", символом "/", "\" участник закупки должен выбрать только один из предложенных вариантов) вышеуказанные требования в отношении обеспечения безопасности противоречат положениям п.1.3 Приложения N1 к Техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность лифтов", согласно которому для обеспечения безопасности лифта должны выполняться в том числе такие требования, как наличие устройств защиты, блокировки для остановки или предотвращения движения кабины, если дверь шахты не закрыта, не заперта.
- в п."Лента монтажная" установлено следующее требование: "Размеры, мм" - минимальное значение: b/d/t/S=10/2,2/10/0,9, при этом аукционной документацией не предусмотрены правила чтения данных символов, что не позволяет однозначным образом идентифицировать потребность Заказчика в поставляемых товарах, а также корректным образом сформировать заявку.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о нарушении Заказчиком ст. 33 и ст.64 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Заказчиком, в технической части аукционной документации установлены, в том числе, следующие неправомерные требования к товарам, применяемым при оказании услуг, выполнении работ:
- п. "Пленка": "Количество отрезков в рулоне: Максимальное значение показателя - 3. Соответствие ГОСТ 10354-82 "Пленка полиэтиленовая. Технические условия", при этом, согласно п. 1.4 ГОСТ 10354-82, количество отрезков пленки в рулоне для высшего сорта должно быть не более двух
Также, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, применяемым при оказании услуг, выполнении работ, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- п. "Линолеум": "Толщина лицевого защитного слоя линолеума типа А, мм", при этом, согласно ГОСТ 7251-2016, качество лицевой поверхности линолеума проверяют путем проведения приемо-сдаточных испытаний каждой партии товара;
- п. "Арматура" установлено: "Кривизна стержней, % - [не белее 0.6 длины]", при этом, согласно п.4.10 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", кривизна стержней измеряется на длине поставляемого профиля, но не короче 1 м.
- п. "Раствор цементно-известковый": "Плотность известкового вяжущего, кг/м3", "Плотность цемента, кг/м3", "Прочность на сжатие в возрасте 28 суток, % марочной прочности", "Содержание известкового теста, кг на 1 м3 раствора", "Содержание цемента, кг на 1 м3 песка".
Вместе с тем Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, требования аукционной документации Заказчика к товарам, применяемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования в аукционной документации установлены Заказчиком в нарушение ст.33 и ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "КОНВЕРТЕР" на действия ФГБУН "Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ст.33 и ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
Е.А. Миронова
Исп. Е.А. Миронова. тел. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 декабря 2017 г. N 2-57-15388/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2017