Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Служба заказчика министерства строительства Камчатского края" (далее - Заказчик): Останина А.М. (по доверенности от 16.11.2017), Еремчука К.А. (по доверенности от 16.11.2017),
в отсутствие:
уполномоченного органа - Министерства финансов Камчатского края,
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Заявитель),
уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 150 мест в п. Оссора Карагинского района" (закупка N 013820001217000023), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
23.11.2017 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Детский сад на 150 мест в п. Оссора Карагинского района" (закупка N 013820001217000023) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 275 903 990,00 рублей.
14.12.2017 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об электронном аукционе.
В обоснование жалобы Заявитель привел доводы, что в проекте контракта установлены следующие требования:
1) о привлечении субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНО), однако, по мнению Заявителя, в проекте контракта отсутствует указание, что данное требование не применяется, если сам Подрядчик является СМП, СОНО;
2) о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта в случае, если указанное обеспечение перестало быть действительным, без учета требований части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе;
3) о разных сроках действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа указанного обеспечения (предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств).
Заказчик представил возражения на жалобу (письмо от 15.12.2017 N 2621), в которых пояснил следующее:
1) Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика указывать в проекте контракта условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО с указанием, что данное условие не применяется, если контракт заключается с подрядчиком, являющимся СМП, СОНО;
2) условие о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта в случае, если указанное обеспечение перестало быть действительным с учетом требований части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе изложено в пункте 8.7 проекта контракта;
3) сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения (предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств) установлены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНО в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНО. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей и осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Исходя из части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНО. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность СМП, СОНО.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП, СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
В силу части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
Частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 утверждены Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Типовые условия).
В разделе I Типовых условий изложены Условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Условия).
Пункт 1 Условий изложен следующим образом: "привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО в объеме __________ процентов от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта)".
Таким образом, Типовые условия не устанавливают обязанность Заказчика формулировать требование о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНО с указанием, что оно не применяется, если контракт заключается с подрядчиком, являющимся СМП или СОНО.
В извещении о проведении электронного аукциона (далее - Извещение) не установлено ограничение в отношении участников Закупки, которыми могут быть только СМП, СОНО, поэтому Заказчик не вправе требовать декларирования в заявках на участие в Закупке свою принадлежность к СМП, СОНО. Следовательно, все участники Закупки, независимо от их принадлежности к СМП или СОНО, принимают участие в Закупке на общих основаниях.
В Извещении установлено следующее требование: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО (за исключением бюджетных и автономных государственных или муниципальных учреждений), в размере не менее 30% от цены Контракта".
Указанному требованию соответствует пункт 3.4.34 проекта контракта: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению настоящего Контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО (за исключением бюджетных и автономных государственных или муниципальных учреждений), в размере не менее 30% от цены Контракта, указанной в пункте 2.1 Контракта. При этом объем такого привлечения должен составлять не менее 30% запланированного к выполнению Подрядчиком объема работ в соответствии с графиком производства работ".
Условие в проекте контракта о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНО установлено в строгом соответствии с Типовыми условиями.
Таким образом, довод Заявителя не обоснован.
2. В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
В пункте 8.6 проекта контракта установлено условие: "в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать выполнение Подрядчиком своих обязательств, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в том же размере, которые были указаны в настоящем Контракте".
В пункте 8.7 проекта контракта установлено, что в ходе исполнения Контракта Подрядчик вправе предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Контракта, то есть, указанный пункт дословно воспроизводит требование, установленное частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из пункта 8.3 проекта контракта, обеспечение исполнения контракта может быть представлено Подрядчиком в виде безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями статьи 45 Закона о контрактной системе или путем передачи Заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) в размере обеспечения исполнения контракта. Способ обеспечения исполнения контракта определяется Подрядчиком самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц и, таким образом, завершиться не ранее 19 октября 2020 года.
В пункте 8.9 проекта контракта установлено, что в случае, если обеспечение исполнения настоящего Контракта представлено Подрядчиком в виде передачи Заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита) в размере обеспечения исполнения Контракта, и Контракт считается исполненным, Заказчик возвращает обеспечение исполнения Контракта Подрядчику в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания акта приемки объекта капитального строительства (либо в соответствии с пунктом 5.12 Контракта - акта приемки незавершенного строительством объекта).
Следовательно, установленные в проекте контракта сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения исполнения контракта, а именно - предоставлением банковской гарантии либо внесением денежных средств - не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.А. Светлова
Члены комиссии: С.Н. Парфирьева
О.В. Ермолова
С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 декабря 2017 г. N 21-06/307-17Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2017