Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления Матяшевской М.И., членов Инспекции - начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ковальковой А.С.,
с участием:
от заказчика - МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, представителя по доверенности Киреевой Л.И.,
от ООО "Гранит" - представителя по доверенности Демидова А.С.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля в отношении ООО "Гранит" и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ проверку факта одностороннего отказа заказчика - МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в Кировском районе города Ярославля в 2016 год (извещение N 0371300027816000409) в соответствии с Приказом Ярославского УФАС России от 04.12.2017 N 466,
установила:
в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ от заказчика поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Гранит", существенного нарушившего, по мнению заказчика, условия государственного контракта от 10 октября 2016 года N295-Е-16 на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в Кировском районе города Ярославля в 2016 год.
Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком - МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, 19.09.2016 в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) размещено извещение N0371300027816000409 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в Кировском районе города Ярославля в 2016 год.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 756 588 (триста десять тысяч триста тридцать два) рубля 56 копеек.
На заседании Инспекции установлено, что согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 28 сентября 2016, аукционной комиссией заказчика заявка ООО "Гранит" признана соответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме и Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ.
По результатам электронного аукциона (извещение N0371300027816000409) между МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля и ООО "Гранит" заключен муниципальный контракт от 10 октября 2016 года N295-Е-16 (далее - контракт) на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в Кировском районе города Ярославля в 2016 год.
В соответствии с пунктом 4.1 раздела 2 "Сроки выполнения работ" муниципального контракта от 10 октября 2016 года N295-Е-16 сроки выполнения работ по контракту определены следующим образом:
начало выполнения работ - "10" октября 2016 г.;
окончание выполнения работ - "20" ноября 2016 г.
Таким образом, подрядчик должен был выполнить работы, являющиеся предметом контракта не позднее 20.10.2016. Однако на момент истечения срока выполнения работ ООО "Гранит" обязательство по контракту не исполнило.
Как следует из пояснений заказчика, ООО "Гранит" приступило к исполнению обязательств по контракту, но в связи с установившимися неблагоприятными погодными условиями 03.11.2017 исполнение контракта было приостановлено. ООО "Гранит" направило в адрес заказчика гарантийное письмо, в соответствии с которым общество гарантировало выполнение работ по контракту в полном объёме при наступлении благоприятных погодных условий (вх. N304/0802 от 29.11.2016).
Однако при наступлении благоприятных погодных условий ООО "Гранит" не приступило к выполнению работ, что подтверждается составленными заказчиком последовательно актами выявленных нарушений при исполнении обязательств от 25.04.2017, от 01.05.2017, от 01.06.2017, от 10.10.2017, которые были направлены заказчиком в адрес ООО "Гранит" посредством электронной почты на электронный адрес granit13@list.ru, указанный подрядчиком в муниципальном контракте.
На основании выявленных нарушений, заказчиком выносились предписания от 25.04.2017 и от 22.05.2017, в соответствии с которыми подрядчику было предложено при отсутствии неблагоприятных условий срочно укомплектовать рабочие бригады и выйти на объекты согласно титульному списку в срок до 01.05.2017 и 01.06.2017 соответственно.
07.07.2017 заказчиком в адрес ООО "Гранит" направлена претензия, в которой заказчик просит подрядчика в 10-дневный срок с момента получения претензии устранить нарушения, выявленные в рамках гарантийных обязательств по предписанию от 01.06.2017 представить заказчику результат работ по всем объектам согласно титульному списку контракта с приложением необходимой документации, которое было направлено в адрес подрядчика заказным письмом с уведомлением (в подтверждение представлена копия уведомления о вручении почтового отправления).
25.09.2017 заказчиком получено письмо от ООО "Гранит" (вх. N3051/0101), в котором сообщалось о невозможности последнего финансировать работы по контракту от 10 октября 2016 года N295-Е-16, а также содержалась просьба расторгнуть указанный контракт по соглашению сторон.
27.10.2017 заказчиком был произведён очередной осмотр и обследование работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в Кировском районе г. Ярославля, по результатам которого был составлен акт. Согласно данному акту подрядчиком велись работы по установке бордюра, укладке асфальтобетонной смеси В3 во дворе многоквартирного дома по адресу ул. Рыбинская, д.41, однако эти работы подрядчиком не предъявлялись и не принимались заказчиком, поскольку, как пояснил заказчик и не отрицал представитель общества, такие работы были ненадлежащего качества. Во дворах многоквартирных домов по адресам: ул.Свердлова , д.26; ул.Депутатская , д. 6/1а; ул.Б.Октябрьская, д.84; пр-т Ленина, д.59; ул.Б. Октябрьская, д.124а - работы не выполнялись подрядчиком.
17.11.2017 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10 октября 2016 года N295-Е-16.
Исходя из части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю); выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта; датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте; при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно представленной заказчиком в материалах дела карточкой отправки документов почтой решение о расторжении контракта от 10 октября 2016 года N295-Е-16 от 17.11.2017 было направлено заказчиком в адрес подрядчика заказным письмом с уведомлением 20.11.2017.
На заседании Инспекции установлено, что заказчик разместил решение о расторжении контракта от 10 октября 2016 года N295-Е-16 в Единой информационной системе 17.11.2017.
Также, как пояснил на заседании Инспекции представитель заказчика, уведомление о расторжении контракта от 10 октября 2016 года N295-Е-16 было направлено 17.11.2017 ООО "Гранит" на адрес электронной почты: granit13@list.ru, указанный подрядчиком в муниципальном контракте (в подтверждение представлена распечатка с электронной почты заказчика о направлении электронного письма).
17.11.2017 решение о расторжении контракта от 10 октября 2016 года N295-Е-16 было лично вручено заказчиком представителю по доверенности подрядчика Демидову А.С. (на заседании Инспекции А.С. Демидов не отрицал данный факт).
08.12.2017 ООО "Гранит" в адрес Ярославского УФАС направлены пояснения, согласно которым ООО "Гранит" нарушило условия контракта от 10 октября 2016 года N295-Е-16 по причине того, что 03.11.2016 был обильный снегопад, не позволяющий выполнять работы надлежащего качества, который был расценен подрядчиком как обстоятельства непреодолимой силы, не позволяющие исполнить контракт в пределах срока его действия, однако доказательств, подтверждающих данные фактические обстоятельства, общество не представило.
Кроме того, представителем ООО "Гранит" на обозрение Инспекции были представлены выписки с принадлежащего ООО "Гранит" лицевого счёта, подтверждающие, по мнению подрядчика, отсутствие у общества финансовых средств, необходимых и достаточных для исполнения контракта. Однако представленными выписками охватываются периоды с 20.04.2017 по 27.04.2017, с 17.05.2017 по 17.06.2017. В связи с чем у Инспекции не имеется возможности убедиться в том, что на протяжении всего срока действия контракта у общества отсутствовала реальная возможность исполнить контракт, поскольку данные выписки охватывают лишь незначительные периоды времени (7 дней и 30 дней).
То есть данные выписки не подтверждают отсутствие у подрядчика реальной возможности исполнить контракт на протяжении всего срока его действия.
По состоянию на 28.11.2017 (на день вступления в законную силу решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта) победителем закупки - ООО "Гранит" - обязательства по контракту от 10 октября 2016 года N295-Е-16 на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в Кировском районе города Ярославля в 2016 год не исполнен, т.е. поставщик не воспользовался представленной ему законной возможностью устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от его исполнения, в десятидневный срок со дня получения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям настоящего Федерального закона, в том числе, приведших к одностороннему отказу заказчика от исполнения контракта.
Невыполнение условий контракта, требований закона о контрактной системе подрядчиком - ООО "Гранит" влечет односторонний отказ заказчика от исполнения муниципального контракта, что приводит не только к нарушению интересов и прав заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения муниципального контракта, которые в свою очередь связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой закупок.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4-6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктами 11-12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2013 N 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Таким образом, фактические обстоятельства дела (ООО "Гранит" не выполнило требуемые по условиям заключенного между сторонами контракта работы по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в Кировском районе города Ярославля в 2016 год ни в срок, предусмотренный контрактом, ни в срок определённый им в гарантийном письме; своевременных и достаточных мер к устранению допущенных нарушений подрядчиком предпринято не было; общество не представило доказательств наличия объективных причин, повлекших за собой невозможность исполнения контакта на согласованных между сторонами условиях, доказательств отсутствия в данном случае умысла на неисполнение контракта) свидетельствуют о подтверждении факта наличия недобросовестности в действиях ООО "Гранит" в связи с нарушением существенных условий контракта (неисполнение контракта) со стороны участника закупки, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для заказчика, выразившихся в срыве контракта.
В данном случае характер допущенного поставщиком нарушения существенных условий контракта, наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "Гранит". Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
сведения, представленные МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля в отношении ООО "Гранит" (ИНН 7604250831, место нахождения: 150040, г.Ярославль, ул. Менжинского, д.4, оф.1; директор - Медведев Михаил Евгеньевич (ИНН 760405333076), учредитель - Слоян Лия Тенгизовна (ИНН 760411730610), включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчиком - МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, решения о расторжении государственного контракта от 10 октября 2016 года N295-Е-16 на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в Кировском районе города Ярославля в 2016 год.
Датой включения сведений в отношении ООО "Гранит" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.
Руководитель Инспекции М.И. Матяшевская
Члены Инспекции: С.Н. Лебедева
А.С. Ковалькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 13 декабря 2017 г. N 100П-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017