Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 декабря 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности руководителя управления Матяшевской М.И., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "2-М" (далее также - ООО "2-М", заявитель, участник закупки), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
от заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Рыбинская психиатрическая больница" (далее также - ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница", заказчик), - представителя по доверенности Рылина М.А.,
от уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
от заинтересованного лица, общества с ограниченной ответственностью "Витамин" (далее также - ООО "Витамин", победитель закупки), представителя по доверенности Сивцовой Ю.В.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "2-М" на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Рыбинская психиатрическая больница", при заключении контракта по итогам проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница" (извещение N 0171200001917001335) (далее также - конкурс с ограниченным участием, конкурс, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "2-М" на действия заказчика, ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница", при заключении контракта по итогам проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница" (извещение N 0171200001917001335) (далее - жалоба).
Доводы заявителя сводятся к следующему:
1) по мнению заявителя, в данном случае не соблюден порядок заключения государственного контракта: в направленный на подпись победителю закупки (ООО "Витамин") проект государственного контракта внесены существенные изменения, в частности, изменено меню, которое предлагается к предоставлению при исполнении контракта, что, как полагает заявитель, недопустимо;
2) ООО "Витамин", как считает заявитель, при заключении государственного контракта представило ненадлежащее обеспечение исполнения контракта: в представленной банковской гарантии отсутствуют обязательные реквизиты, что, по мнению заявителя, может свидетельствовать о том, что данная банковская гарантия является подложной либо оспоримой. Учитывая данные обстоятельства, заявитель полагает, что заказчику следовало признать ООО "Витамин" уклонившимся от заключения государственного контракта ввиду непредоставления обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, на основании изложенного ООО "2-М" просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 12.10.2017 размещено извещение N 0171200001917001335 о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница" вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Заказчиком выступило ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница".
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 489 150,00 руб.
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (часть 3 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В отношении первого довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации и доставке горячего питания для ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница". Описание объекта закупки указано в разделе 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации.
Согласно положениям раздела 2 "Описание объекта закупки" конкурсной документации питание осуществляется по цикличному семидневному меню. Цикличное меню разрабатывается исполнителем на основе "Среднесуточного набора продуктов на одного больного" с учетом норм лечебного питания, стандартных диет и согласовывается с заказчиком в течение 7 (семи) календарных дней с момента заключения контракта.
В рамках исполнения государственного контракта исполнитель обязан разработать и соблюдать цикличное семидневное меню, согласованное с заказчиком. Согласовать меню с заказчиком в течение 7 (семи) календарных дней с момента заключения контракта (пункт 4.1.12 раздела 4 "Права и обязанности сторон" проекта государственного контракта).
В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, до направления проекта государственного контракта на подпись победителю закупки в данный контракт были включены исключительно цена контракта, предложенная ООО "Витамин" (пункт 2.1 раздела 2 "Цена контракта и порядок расчетов" проекта государственного контракта), число специалистов в соответствии с показателем "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" (пункт 1.2 раздела 1 "Предмет контракта" проекта государственного контракта), а также размеры штрафов, установленных за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком либо исполнителем условий данного контракта исходя из предложенной победителем закупки цены контракта (пункты 9.3, 9.4, 9.7 раздела 9 "Ответственность сторон" проекта государственного контракта).
Кроме того, внесение изменений в меню (разработка такого меню и согласование его с заказчиком) в соответствии с требованиями документации и условиями государственного контракта предусмотрено только после заключения контракта: в течение 7 (семи) календарных дней с момента заключения контракта. Иными словами на этапе подписания контракта сторонами, в частности, исполнителем, не может быть (не должно быть) представлено никакое меню.
Таким образом, Комиссия не усматривает нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика относительно соблюдения порядка заключения государственного контракта по итогам проведения рассматриваемого конкурса с ограниченным участием в части направления на подпись победителю закупки (ООО "Витамин") проекта государственного контракта, и, следовательно, довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения.
В отношении второго довода заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении конкурса, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с частями 1-3 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8.2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Так, согласно пункту "а" дополнительных требований к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005), банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе в банковской гарантии обязательно должно быть закреплено следующее:
- право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, а также в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
- право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта;
- условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант;
- перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 (далее - Перечень).
В названный Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, входят:
- расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Заказчиком и уполномоченным органом требования к обеспечению исполнения контракта определены в пункте 5 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации следующим образом:
"Размер обеспечения исполнения контракта составляет 824 457,50 руб.
Срок обеспечения исполнения контракта - с момента заключения контракта по 20.03.2019.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет (п. 5 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации), на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
В случае выбора участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, такая банковская гарантия должна обеспечивать все обязательства принципала перед бенефициаром по контракту, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, уплату неустоек (пени и штрафы).
Заказчик вправе в бесспорном порядке списать денежные средства со счета гаранта, если гарант в срок не более чем пять рабочих дней не исполнил требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
При выборе исполнителем обеспечения исполнения контракта в форме внесения денежных средств, в случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения им условий контракта, заказчик вправе удержать в свою пользу причитающуюся ему сумму в пределах рассчитанной неустойки (штрафа, пени) и понесенных убытков во внесудебном порядке.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе исполнения контракта исполнитель вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
В случае если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются".
Согласно частям 4, 5 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Частью 6 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что 27.11.2017 ООО "Витамин" направило заказчику подписанный со своей стороны проект государственного контракта и в качестве обеспечения исполнения данного контракта представило банковскую гарантию от 23.11.2017 N 650503, выданную обществом с ограниченной ответственностью "Современный Коммерческий Инновационный Банк" (ООО Банк "СКИБ") (представлено письмо ООО "Витамин" с исх. N б/н от 27.11.2017, полученное ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница" 27.11.2017).
Согласно актуальному перечню банков, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 3 статьи 74 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 01.11.2017, размещенному на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (https://www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bank warranty/), ООО Банк "СКИБ" включен в названный перечень (позиция перечня N 231, регистрационный номер 3329).
Также установлено, что банковская гарантия от 23.11.2017 N 650503 включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, 23.11.2017 (реестровый номер 0J527610063974170008).
Кроме того, из анализа содержания представленной банковской гарантии от 23.11.2017 N 650503 следует, что данная гарантия соответствует установленным законом, а также заказчиком и уполномоченным органом в конкурсной документации требованиям, предъявляемым к подобному виду обеспечения исполнения контракта.
Следовательно, поскольку законом предусмотрено исключительно три основания для отказа в принятии банковской гарантии (часть 6 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Комиссией не установлено каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика, принявшего представленную ООО "Витамин" банковскую гарантию от 23.11.2017 N 650503, и, следовательно, довод заявителя об обратном является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
признать жалобу общества с общества с ограниченной ответственностью "2-М" на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Рыбинская психиатрическая больница", при заключении контракта по итогам проведения конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для ГБУЗ ЯО "Рыбинская психиатрическая больница" (извещение N 0171200001917001335) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Матяшевская М.И. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 декабря 2017 г. N 05-02/370Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2017