Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - временно исполняющего обязанности руководителя управления Матяшевской М.И., членов Инспекции - начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., государственного инспектора отдела контроля закупок Мироновой М.В.,
с участием:
от заказчика - департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области (далее - заказчик) - представителей по доверенности Быкова О.Г., Грушевской Н.Л., Комаровской А.А., Островской О.И.;
от Некоммерческой организации "Фонд "Институт проблем устойчивого развития городов и территорий" (далее - НКО "Фонд "ИПУРГ") - президента Лукашева А.В., представителя по доверенности Ерохина А.А.,
в ходе рассмотрения сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленных департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области, в отношении НКО "Фонд "ИПУРГ", и осуществления в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ) проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года на выполнение работ по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия, в связи с существенным нарушением условий контракта, заключенного НКО "Фонд "ИПУРГ", в соответствии с Приказом Ярославского УФАС России от 05.12.2017 г. N 467,
установила:
в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ от департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области, поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков НКО "Фонд "ИПУРГ", нарушившего, по мнению заказчика, существенным образом условия государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года на выполнение работ по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия, заключенного с заказчиком - департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области.
Изучив представленные материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком 24.07.2017 г. в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение N0171200003917000002 о проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия вместе с конкурсной документацией.
На заседании Инспекции установлено, что согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N ПРО1 от 16.08.2017 конкурсной комиссией заказчика заявка участника закупки с порядковым номером 1 (НКО "Фонд "ИПУРГ") была признана соответствующей требованиям конкурсной документации на право заключения контракта на выполнение работ по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия (извещение N 0171200001917000829), НКО "Фонд "ИПУРГ" признано победителем такого открытого конкурса.
28 августа 2017 года между заказчиком и подрядчиком заключен государственный контракт N 10 от 28 августа 2017 года выполнение работ по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия (далее - государственный контракт N 10 от 28 августа 2017 года, контракт).
Согласно пунктам 1.1 - 1.3 раздела 1 "Предмет Контракта" государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года, заключенного между НКО "Фонд "ИПУРГ" и департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области, предметом Контракта является выполнение работ по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия (далее Работы), указанных в Приложении N2, а Заказчик обеспечивает оплату данных услуг на условиях и в порядке, установленных в настоящем Контракте.
Требования к составу, объёму, содержанию, качеству и иным характеристикам результата работ устанавливаются в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), Перечнем объектов (Приложение N2) и Ведомостью объемов работ (Приложение N 3), которые являются неотъемлемой частью настоящего контракта.
Место выполнения работ: в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1), а также по месту нахождения Исполнителя.
Сроки выполнения работ: начало выполнения работ - с даты заключения Контракта;
окончание выполнения работ - 11 декабря 2017 г. в соответствии с Календарным планом работ (Приложение N4).
В приложении N4 контракта содержится "Календарный план работ", состоящий из двух стадий:
- 1 стадия (согласно п.п. 4.1.-4.4. Технического задания), работы должны выполняться с даты заключения Контракта до 16.10.2017 г.;
- 2 стадия (согласно п. 4.5., 4.6. Технического задания), работы должны выполняться с 27.11.2017 г. по 11.12.2017 г.
В соответствии с пунктами 2.1.3 и 2.1.4 раздела 2 "Права и обязанности Сторон" государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года исполнитель обязуется:
Выполнить работы в соответствии с условиями настоящего Контракта, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", Постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению", Приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия", Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.09.2016 N П/0465 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.08.2014 N П/369 "О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде"".
Обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований, а также достоверность и обоснованность результатов своих Работ.
Согласно пунктам 4.1 - 4.6 раздела 4 "Порядок сдачи и приёмки" государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года:
Исполнитель представляет Заказчику в результате работ 2 (Два) экземпляра документации для утверждения Заказчиком проектов границ территорий объектов культурного наследия на бумажном носителе и в 1 (Одном) экземпляре - на электронном носителе (СD/DVD) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1) и Календарным планом работ (Приложение N4).
После представления Исполнителем результата работ для утверждения, Заказчик в соответствии Календарным планом работ (Приложение N4) рассматривает документы и материалы на соответствие техническому заданию, требованиям действующего законодательства и нормативных документов, указанных в п. 2.1.3 Контракта.
После рассмотрения результата работ Заказчик принимает решение о согласии с результатами, изложенными в ней или своем несогласии.
В случае несогласия с результатами работ Сторонами составляется двухсторонний акт с перечнем необходимых мероприятий по доработке документации проектов границ территорий объектов культурного наследия и сроков их исполнения.
После доработки с учетом замечаний и предложений передача и проверка результата работ осуществляется повторно.
В случае согласия с результатом работ, Исполнитель передает в двух экземплярах подписанные им экземпляры акта приемки выполненных работ, счета, в объеме, указанном в Техническом задании (Приложение N 1) и Календарном плане работ (Приложение N4) в течение одного рабочего дня, а Заказчик осуществляет подписание акта приемки выполненных работ.
Заказчик передает полученный результат выполненных работ в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области.
В течение 2 (двух) рабочих дней после получения выписки о внесении в Единый государственный реестр недвижимости из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области сообщает Исполнителю о принятии результата выполненных работ с одновременным подписанием итогового акта приемки выполненных работ в 2-х экземплярах, счета и заверенных печатью организации либо заявляет мотивированный отказ от их принятия в письменной форме с указанием требований об устранении их недоработок, неточностей и иных недостатков, допущенных по вине Исполнителя.
Заказчик пояснил, что НКО "Фонд "ИПУРГ" не исполнила свои обязательства по контракту согласно 1 стадии исполнения контракта в установленный контрактом срок.
26 октября 2017 года заказчик в адрес НКО "Фонд "ИПУРГ" направил требование (претензию) (исх. N43-2782/17), в котором указывает на нарушение сроков выполнения работ (по состоянию на 25 октября 2017 года просрочка составила 9 дней) и требует в течение 3 дней с момента получения настоящей претензии исполнить обязательства по заключенному между сторонами контракту.
В ответ на данную претензию НКО "Фонд "ИПУРГ" 30 октября 2017 года направила заказчику отчеты по разработке проектов границ территории для 7 объектов культурного наследия Ярославской области (сопроводительное письмо от 30.10.2017 N 340, накладная N 12), т.е. НКО "Фонд "ИПУРГ" передала материалы на 7 объектов из 26 необходимых заказчику.
01 ноября 2017 года НКО "Фонд "ИПУРГ" направила заказчику отчеты по разработке проектов границ территории для 6 объектов культурного наследия Ярославской области (сопроводительное письмо от 01.11.2017 N 341, накладная N 13), т.е. НКО "Фонд "ИПУРГ" передала материалы на 6 объектов из 19 оставшихся.
01 ноября 2017 года заказчик уведомляет исполнителя о повторном нарушении им сроков выполнения работ, настоятельно рекомендует в срок до 03.11.2017 представить материалы для утверждения проектов границ территорий объектов культурного наследия.
02 ноября 2017 года НКО "Фонд "ИПУРГ" направила заказчику отчеты по разработке проектов границ территории для 13 объектов культурного наследия Ярославской области (сопроводительное письмо от 02.11.2017 N 342, накладная N 14), т.е. НКО "Фонд "ИПУРГ" передала материалы на 13 оставшихся объектов.
03 ноября 2017 года заказчик в адрес НКО "Фонд "ИПУРГ" направила письмо (исх. N 43-2865/17), где указала, что департамент рассмотрел представленное сопроводительным письмом от 02.11.2017 N 342, проекты границ территорий объектов культурного наследия (13 объектов) и установил, что представленные проекты границ территории объектов культурного наследия не соответствуют Техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью государственного контракта, по следующим основаниям:
"- при разработке проектов границ нарушены: пункт 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пункт 3 Требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденных приказом Минкультуры России от 04.06.2015 N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия", в соответствии с которым границы территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития;
- в проектах границ отсутствуют архивные сведения, включающие исторические поземельные планы, обосновывающие историческую связь земельных участков с объектами культурного наследия;
- на схемах границ отсутствует экспликация, не указана система координат характерных (поворотных) точек;
- в составе отдельных проектов границ выявлены недостоверные сведения о наименовании объекта культурного наследия, адресе объекта культурного наследия, на схемах территории объекта культурного наследия - отсутствие линий, обозначающих территорию, недостоверные сведения о наименовании улиц;
- в проекте границ территории объекта культурного наследия "Дом купца Ворохбяникова" (г. Данилов, ул. Ленина, д. 19) содержится недостоверная схема и описание границ территории объекта культурного наследия".
07 ноября 2017 года заказчиком на электронную почту НКО "Фонд "ИПУРГ" ( ipurgyar@yandex.ru) было направлено письмо следующего содержания:
"Добрый день! Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области приглашает Вас на совещание, посвященное передаче Акта выявления недостатков выполненных работ п. N 1 КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА РАБОТ Приложение N 1 Государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года на выполнение работ по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия". Однако, точная дата и време ня проведения данного совещания не указаны.
07 ноября 2017 года экспертная комиссия заказчика рассмотрела материалы для утверждения проектов границ территорий объектов культурного наследия, представленные НКО "Фонд "ИПУРГ" по результатам выполнения п. N 1 КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА РАБОТ (1 стадия, согласно п.п. 4.1.-4.4. Технического задания) государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года на выполнение работ по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия, выявила недостатки, препятствующие принятию работ на данном этапе и в целом, отразив последние в Акте (N 1 выявления недостатков выполненных работ п. N 1 Календарного плана работ Приложение N 1 государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года), в частности, "в проектах границ отсутствуют: архивные сведения, включающие исторические поземельные планы, обосновывающие историческую связь земельных участков с объектами культурного наследия; на схемах границ отсутствует экспликация, не указана система координат характерных (поворотных) точек; в составе отдельных проектов границ выявлены недостоверные сведения о наименовании объекта культурного наследия, адресе объекта культурного наследия, на схемах территории объекта культурного наследия - отсутствие линий, обозначающих территорию, недостоверные сведения о наименовании улиц".
В связи с чем, комиссия приняла решение поручить исполнителю доработать с учетом замечаний документацию проектов границ территорий объектов культурного наследия в течение трех рабочих дней со дня предъявления настоящего акта. Данный акт был передан исполнителю 07.11.2017 в 15:20.
13 ноября 2017 года НКО "Фонд "ИПУРГ" направила заказчику отчеты по разработке проектов границ территории для 26 объектов культурного наследия Ярославской области (сопроводительное письмо от 13.11.2017 N 347, накладная N 15).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одно-стороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Исходя из содержания пунктов 8.2.1 - 8.2.3 раздела 8 "Изменение и расторжение Контракта" контракта следует, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В случае нарушения Исполнителем любого из сроков оказания услуг более 2 раз в период действия Контракта Заказчик вправе потребовать его расторжения и взыскания с Исполнителя причиненных убытков. Указанное нарушение признается сторонами существенным (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
15 ноября 2017 года заказчиком принято решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года на выполнение работ по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия в связи с ненадлежащим исполнением со стороны НКО "Фонд "ИПУРГ" обязательств по указанному контракту, выразившихся в следующих действиях/бездействиях исполнителя: получена документация не в полном объеме, отсутствует документация для утверждения заказчиком проекта границ территорий объектов культурного наследия на электронном носителе и исполнителем допущены отставания от календарного плана работ по ряду отдельных видов работ, настолько, что окончание работ к сроку установленному контрактом стало явно невозможным.
16 ноября 2017 года заказчиком заказным письмом было направлено исполнителю решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по адресу, указанному в контракте (150000 г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 56, кв. 1).
16 ноября 2017 года заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о заключенных контрактах".
В соответствии с частями 12, 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
17 ноября 2017 года НКО "Фонд "ИПУРГ" получено решение об одностороннем отказе, что подтверждается уведомлением о вручении. Соответственно, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу 28 ноября 2017 года.
16 ноября 2017 года НКО "Фонд "ИПУРГ" передала заказчику электронный носитель (CD/DVD), содержащий отчеты по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия по 26 объектам (сопроводительное письмо от 16.11.2017 N 352, накладная N 17), а также указала, что для возобновления работ и начала выполнения второй стадии необходимо незамедлительно сообщить последней об утверждении заказчиком ранее переданной документации.
24 ноября 2017 года экспертная комиссия заказчика рассмотрела материалы для утверждения проектов границ территорий объектов культурного наследия, представленные НКО "Фонд "ИПУРГ" по результатам выполнения п. N 1 КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА РАБОТ (1 стадия, согласно п.п. 4.1.-4.4. Технического задания) государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года на выполнение работ по разработке проектов границ территорий объектов культурного наследия и установила недостатки, препятствующие приемке работ, которые отражены в Акте N 2 выявления недостатков выполненных работ п. N 1 Календарного плана работ Приложение N 1 государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года. Заказчик пригласил НКО "Фонд "ИПУРГ" посредством направления письма на электронную почту на совещание 28 ноября 2017 года для подписания данного Акта N 2.
28 ноября 2017 года указанный выше акт был подписании заказчиком в отсутствие представителя НКО "Фонд "ИПУРГ" и передан последнему.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции УФАС по Ярославской области направило в адрес НКО "Фонд "ИПУРГ" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения существенных условий государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года, повлекших за собой односторонний отказ заказчика от исполнения данного контракта, и обеспечить явку представителя НКО "Фонд "ИПУРГ" 13 декабря 2017 года в 13 часов 20 минут на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об НКО "Фонд "ИПУРГ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании Инспекции (13 декабря 2017 года в 13 часов 20 минут) представители НКО "Фонд "ИПУРГ" пояснили, что НКО "Фонд "ИПУРГ" не согласно с расторжением контракта, поскольку работы по первому этапу контракта полностью завершены, что подтверждается переданной заказчику соответствующей документацией по контракту (накладная N 12 от 30 октября 2017, накладная N 13 от 01 ноября 2017 года, накладная N 14 от 02 ноября 2017 года, накладная N 15 от 13 ноября 2017 года).
Второй этап НКО "Фонд "ИПУРГ" может начать исполнять только после утверждения заказчиком результатов выполнения работ по первому этапу.
Кроме того, НКО "Фонд "ИПУРГ" полагает, что из согласованных сторонами условий контракта (пункт 4.3 контракта), не следует возможность составления заказчиком односторонних актов без принятия им надлежащих мер по вызову исполнителя для учета сторонами взаимных позиций по необходимости и объему доработки документации проектов границ территорий объектов культурного наследия.
В Акте N 1 от 07 ноября 2017 года выявления недостатков выполненных работ п. N 1 Календарного плана работ Приложение N 1 государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года в числе нарушений исполнителя комиссия заказчика указывает на то, что "в проектах границ отсутствуют архивные сведения, включающие исторические поземельные планы, обосновывающие историческую связь земельных участков с объектами культурного наследия".
В приложении N1 к Акту N 2 от 24 ноября 2017 года выявления недостатков выполненных работ заказчикам представлена таблица критериев оценки качества выполнения работ по контракту по каждому из 26 объектов. Среди перечисленных в ней критериев в отношении текстовой части выполнения работ указаны:
- историко-архитектурные исследования;
- историко-градостроительные исследования;
- архивные исследования;
- археологические исследования.
Согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.
Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.
В пункте 3 приложения к приказу Министерства культуры РФ от 4 июня 2015 г. N 1745 "Об утверждении требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия" "Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия" указано, что разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.
Пунктом 5.1 приложения к приказу Министерства культуры РФ от 4 июня 2015 г. N 1745 установлено, что материалы по обоснованию проекта границ территории объекта культурного наследия формируются по результатам проведенных историко-культурных исследований и могут включать:
1) материалы ранее разработанных проектов границ территорий объектов культурного наследия, в отношении которых проведены историко-культурные исследования;
2) сведения об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия и объектах, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных в границах исследуемой территории;
3) ситуационные планы землепользования с указанием границ современного землепользования;
4) особенности сложившейся структуры землепользования и современной градостроительной ситуации;
5) сведения о существующих зданиях, строениях, инженерных сооружениях и других объектах капитального и временного строительства в соответствии;
6) сведения о существующих природных объектах и территориях (водоёмы, холмы, овраги, зелёные насаждения), а также иных природных объектах;
7) иные материалы, необходимые для обоснования проекта границ территории объекта культурного наследия.
Соответственно, по мнению исполнителя, заказчик не в праве требовать от исполнителя предоставления данных на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.
Относительно задержки исполнения работ по контракту на 1 стадии НКО "Фонд "ИПУРГ" ссылается на следующее:
- во-первых, положениями контракта (пункт 1.4 технического задания) предусмотрено, что исходные данные для выполнения работы (предоставляются заказчиком): Паспорта памятников истории и культуры размещены в информационном ресурсе "Объекты культурного наследия" на странице департамента культуры Ярославской области на официальном портале органов государственной власти Ярославской области - http://www.yarregion.ru/depts/dcul/tmpPages/reestr.aspx
Однако, на указанной странице присутствует лишь 5 из 26 паспортов памятников истории и культуры. На сайте заказчика информация не обнаружена, в связи с чем необходимые данные исполнителем были получены путем поиска в иных информационных источниках.
- во-вторых, погодные условия (сентябрь - начало октября 2017 года) препятствовали проведению фотофиксации объектов согласно приложению N 2 государственного контракта N 10 от 28 августа 2017 года (например, объекты для фотофиксации, находящиеся в Любимском районе, были труднодоступны из-за бездорожья, вызванного продолжительными дождями).
- в-третьих, в ходе исполнения контракта было установлено, что Даниловский и Любимский районы, на территории которых находились 6 объектов, подлежащих разработке проекта границ территории объекта культурного наследия, не входят в систему координат МСК-76 и используют местную систему, для получения информации по недостающим 6 объектам (кадастровые планы на остальные 20 объектов были заказаны заранее и получены исполнителем 01 октября 2017 года) осуществлялся выезд в учреждения Росреестра Даниловского и Любимского районов, полученные данные были подвергнуты пересчету в систему координат МСК-76.
Исполнитель отметил, что имел намерение исполнить контракт в срок и надлежащим образом, постольку им были предприняты действия, направленные на получение исходных данных, необходимых для выполнения работ, учитывая, что 21 из 26 паспортов памятников истории и культуры отсутствуют на странице департамента культуры Ярославской области на официальном портале органов государственной власти Ярославской области - http://www.yarregion.ru/depts/dcul/tmpPages/reestr.aspx, ряд объектов отсутствует в системе координат МСК-76, реагировал на направленные в его адрес замечания, представлял заказчику доработанные проекты.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
В данном случае заказчик на заседании Инспекции не доказал факт умысла подрядчика на неисполнение контракта, заключенного с заказчиком.
Вместе с тем, сторонами не отрицается факт того, что исполнителем представлена документация по первому этапу работ по контракту на все объекты. Спор заключается только по поводу качества выполнения работ по первому этапу: подрядчик полагает, что работы выполнены в полном объеме и надлежащего качества, заказчик утверждает обратное.
На заседание Инспекции НКО "Фонд "ИПУРГ" представило успешно исполненные контракты (без применения к данному участнику неустоек, штрафов, пеней):
- заключенный с департаментом образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа контракт N 0184200000616000083-01 от 12.05.2016 г. на оказание услуг по определению границ территорий и разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия "Часовня Михаила Архангела", "Дом Коткина Ш.Г." (д. Нижняя Мгла), "Дом Шевелевых" (г. Нарьян-Мар);
- заключенный с департаментом образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа контракт N 0184200000616000115-01 от 08.06.2016 г. на оказание услуг по проведению историко-культурной экспертизы для обоснования принятия решения об исключении из реестра объектов культурного наследия "Дом Хатанзейской" (с. Великовисочное), "Дом Сумароковых" (с. Оксино), "Амбар Нечаева", "Баня Попова", "Амбар Хайминой" (д. Устье), "Амбар Протопоповой Т.Г." (д. Верхняя Мгла);
- заключенный с министерством культуры Архангельской области контракт N 0124200000615006253_61412 от 07.12.2015 г. на разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия;
- заключенный с департаментом образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа контракт N 0184200000617000040 от 24.04.2017 г. на оказание услуг по проведению историко-культурной экспертизы для обоснования принятия решения об исключении из реестра объектов культурного наследия "Дом Кокиной С.О.", "Кресты могильные", "Напогребица Кокина И.И.", "Напогребица Кокиной А.И." (д. Снопа);
- заключенный с департаментом образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа контракт N 0184200000617000076 от 31.05.2017 г. на проведение историко-культурной экспертизы для обоснования решения об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия "Часовня Михаила Архангела", "Дом Коткина Ш.Г." (деревня Верхняя Мгла), "Дом Шевелевых" (г. Нарьян-Мар);
- заключенный с министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской республики контракт N 0115200001117000903_44669 от 18.05.2017 г. на оказание услуг по разработке проектов границ территорий, проектов зон охраны объектов культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных территорий и зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В соответствии с пунктами 11-12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2013 N 1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, выразившееся в ненадлежащем исполнении контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта, что связано прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушает публичные интересы в этих правоотношениях.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.01 N 139-О, от 07.02.02 N 16-О, Постановлениях от 21.11.02 N 15-П, от 30.07.01 N 13П, Информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Следовательно, фактические обстоятельства дела (НКО "Фонд "ИПУРГ" приступила к исполнению обязательств по контракту, представило заказчику результаты работ по первому этапу, реагировала на предъявленные заказчиком замечания, устраняла последние, настаивала на приемке выполненных работ и возобновления работ по второму этапу, доказательства наличия успешного опыта исполнения участником закупки контрактов), и учитывая первый случай неисполнения контракта в полном объеме со стороны исполнителя (доказательств неоднократных нарушений НКО "Фонд "ИПУРГ" условий различных контрактов заказчиком не было представлено), свидетельствуют об отсутствии недобросовестного поведения, умысла на неисполнение обязательств по контракту, намерения причинить ущерб заказчику.
Таким образом, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств основания для включения НКО "Фонд "ИПУРГ" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области в отношении НКО "Фонд "ИПУРГ" (ИНН 7606053268; КПП 760401001; адрес: 150000, г. Ярославль, ул. Чайковского, д. 56, оф. 1), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Руководитель Инспекции М.И. Матяшевская
Члены Инспекции С.Н. Лебедева
М.В. Миронова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 декабря 2017 г. N 102П-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2017