Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: \\\;
Члены Комиссии: \\\;
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленных Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", заявитель), Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО "Заларинский район" (далее - заказчик), Отдела экономического анализа и прогнозирования администрации МО "Заларинский район" (далее - уполномоченный орган),
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме в порядке, предусмотренном ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Перспектива" на положения документации об аукционе в электронной форме "Строительство путепровода через железную дорогу с устройством развязки в р.п. Залари".
В соответствии с доводами жалобы документация об аукционе не содержит в себе информацию о банковском сопровождении, проект контракта содержит противоречивые сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а также не содержит перечень работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц.
Уполномоченным органом представлены письменные возражения, согласно которым считают доводы жалобы необоснованными.
Из материалов жалобы установлено, что уполномоченным органом 15.11.2017 г. на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300070217000132 и аукционная документация по проведению открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта "Строительство путепровода через железную дорогу с устройством развязки в р.п. Залари" (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 389 463 610 рублей 00 копеек.
В силу ч. 4 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Часть 27 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Проект контракта рассматриваемой закупки содержится в части V документации об аукционе, в котором в пункте 21.2 указано "В случае обеспечения исполнения обязательств по контракту предоставлением безотзывной банковской гарантии срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта в части исполнения работ на один месяц. Обеспечение исполнения обязательств по Контракту путем внесения денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, должно быть возвращено Подрядчику не позднее чем через тридцать дней после даты завершения Подрядчиком своих обязательств по Контракту при отсутствии оснований для удержания, на основании письменного заявления Подрядчика о возврате денежных средств".
В пункте 21.9 проекта контракта указано, что "Возврат денежных средств Заказчик осуществляет в течение 10 рабочих дней с момента подписания окончательного акта формы КС-2 и получения Заказчиком от Подрядчика уведомления о возврате денежных средств внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта".
Вместе с тем, Комиссия не находит нарушений требований Федерального закона N 44-ФЗ при формировании указанных пунктов проекта контракта, поскольку в случае поступления уведомления от подрядчика о возврате денежных средств, заказчик обязан их вернуть в течение 10 рабочих дней, в ином случае, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, будут возвращены заказчиком в указанный в п. 21.2 проекта контракта срок.
Согласно ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 63, п. 8 ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе должны содержать размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Часть 1 статьи 35 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя, в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов (ч. 3 ст. 35 Федерального закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" в пункте 2 рекомендовано высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с ч. 26 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет:
- не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта;
- не менее 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения.
Так, постановлением МКУ "Администрация муниципального образования "Заларинский район" от 01.03.2017 г. N 51 установлено, что "обязательное осуществление банковского сопровождения контрактов, заключаемых для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования "Заларинский район", осуществляется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования "Заларинский район", либо цена контракта, заключаемого для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования "Заларинский район" с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), составляет пятьсот миллионов рублей или более".
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований ст. 35, п. 8 ст. 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Указанные виды и объемы работ установлены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (далее - Постановление N 570).
Пунктом 1 Постановления N 570 утверждены прилагаемые виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
При этом пунктом 2 Постановления N 570 предусмотрено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Из вышеуказанных положений Постановления N 570 следует, что при размещении закупки, предметом которой будут являться работы по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, заказчик обязан в документации об аукционе указать предусмотренный Постановлением N 570 перечень работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц, а при заключении контракта подрядчик по своему усмотрению определяет, какие работы он будет выполнять самостоятельно, при этом, объем таких работ должен быть не менее 15%.
Пунктом 7.28 проекта контракта предусмотрено: "В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту не менее 20 % от общей цены Контракта согласно Перечня видов и объемов работ по строительству объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту".
За нарушение указанной обязанности, подрядчик несет ответственность в соответствии с пунктом 11.14 проекта контракта, а именно "За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ".
Вместе с тем, изложенная в пункте 7.28 требование не соответствует положениям Постановления N 570, так как возможный объем работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц, в рассматриваемом случае "не менее 20%" должен быть указан в документации об аукционе, проект контракта должен предусматривать возможность при заключении контракта указать конкретный процент таких работ.
Кроме того, документация об аукционе не содержит в себе указание на предусмотренный Постановлением N 570 перечень возможный видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно.
Документация об аукционе утверждена должностным лицом заказчика, следовательно, при формировании и утверждении документации об аукционе заказчиком допущено нарушение ч. 2 ст. 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления N 570.
Часть 1 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что положения документации об аукционе не могут нарушить права и законные интересы ООО "Перспектива", так как заявитель не является членом саморегулируемой организации как это требуется документацией об аукционе, а также не имеет опыта выполнения работ, следовательно, не может принимать участие в электронном аукционе и быть признан победителем электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 2 ст. 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем приведения положений контракта в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 при заключении контракта.
4. Направить копии решения и предписания сторонам по жалобе.
5. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части заключения контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 494
14 декабря 2017 г. г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: \\\;
Члены Комиссии: \\\;
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленных Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива", Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО "Заларинский район" (далее - заказчик), Отдела экономического анализа и прогнозирования администрации МО "Заларинский район",
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 1255 от 14.12.2017 г., руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику при направлении по итогам электронного аукциона N 0134300070217000132 победителю электронного аукциона проекта контракта устранить допущенное нарушение ч. 2 ст. 110.1 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 путем приведения положений проекта контракта в соответствии с требованиями вышеуказанных нормативных актов.
2. Заказчику в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0134300070217000132 представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение п. 1 предписания, в частности, копию заключенного заказчиком с победителем электронного аукциона контракта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 декабря 2017 г. N 1255
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017