Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>, при участии представителей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области<_>(доверенность N 10 от 20.04.2017 г.) (далее - уполномоченный орган), Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Иркутская ордена "Знак Почета" областная клиническая больница<_> (доверенность N22 от 21.01.2015 г.)в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного ООО "Прайд" (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации об электронном аукционе на поставку шовного материала для операционного блока N2, извещение N0134200000117004308 (далее - электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 12 декабря 2017 года поступила жалоба Заявителя на положения документации об электронном аукционе на поставку шовного материала для операционного блока N2, извещение N0134200000117004308.
Заявитель указывает, что составление документации об электронном аукционе и описание объекта закупки произведено с нарушением положений законодательства о контрактной системе, а именно, указанный в Извещении о проведении электронного аукциона N0134200000117004308 код ОКПД2 является необъективным и не соответствует объекту закупки.
Также Заявитель считает, что п.п. 20-40 Технического задания содержит диапазонное значение, при котором невозможно однозначно определить, какие значения указывать участникам закупки в заявках. Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки не содержит в себе описания действий участников при указании диапазона.
В п.п.20-40, 43,49,62 Технического задания не указан диаметр нити, что делает невозможным подачу заявки участниками.
В п. 64 Технического задания не указана единица измерения размера нити.
В п. 68 Технического задания указано требование "Игла из стали не менее 400 серии для повышения устойчивости к разгибанию", которое, по мнению Заявителя, так же является необъективным и не соответствующим техническим регламентам.
В п. 70 Технического задания указано требование "длина - 100+/-5 см.", вместе с тем, инструкция по заполнению заявки не содержит в себе описания действий участников при указании значений "+/-".
В п. 53 Технического задания указано требование: "Синтетическая монофиламентная нить на основе поли - 4 - гидроксибутирата", которое, по мнению Заявителя, является эксклюзивной продукцией, поскольку на данный момент в РФ есть только один зарегистрированный материал такого состава.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя, из которых следует, чтоЗаказчик, Уполномоченный орган доводы жалобы считают необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом07декабря 2017 г. в единой информационной системе в сфере закупокразмещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0134200000117004308 и документация об аукционе в электронной форме на Поставку шовного материала для операционного блока N2 (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 978 247,80 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок установлена15.12.2017 г. 09:00 ч.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы уполномоченного органа, возражения Заказчика приходит к следующим выводам.
Требования к содержанию документации об аукционе урегулированы статьей 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 указанной статьи документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 1 ч. 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлены, помимо прочего, следующие правила описания объекта закупки: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчик при осуществлении закупки выбирает код из общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности(ОКПД2) в целях определения предмета контракта. Более того, правильный выбор кода ОКПД 2 влияет на способ осуществления закупки, на установление требований к участникам закупки, на требования Заказчика о предоставлении участником закупки тех или иных документов в составе заявки, а также на ограничения и условия допуска отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств
В силу ч. 3статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установленный в Извещении о проведении электронного аукциона код ОКПД2 20.60.14.110 "Мононитисинтетические" относится к подгруппе 20.60.1 "Волокна синтетические", содержащиеся в общей группе "Волокна химические". Объектом поставки являются товары "нить хирургическая", "лента хирургическая", которые, в любом случае, относятся к указанной группе "Волокна химические".
В то же время Комиссией не установлено наличие ОКПД2 для товара "нить хирургическая".
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком неверно определен код ОКПД 2, не нашел своего подтверждения.
П.п.20-40 части 3 "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" Документации об электронном аукционе указано требование к нити хирургической, а именно в п. 20-24, 26, 30-34, 37 "срок полного рассасывания 56-70 дней", в п. 25, 35-36, 38-40"срок полного рассасывания в диапазоне от 56 до 70 дней, в п. 27 "срок полного рассасывания от 56 до 70 дней".
П.70 части 3 "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" Документации об электронном аукционе указано требование к ленте хирургической, а именно "лента хирургическая полиэфирная плетеная нерассасывающаяся шириной 4 мм, длина - 100+/-5 см".
Подпунктом 2.2.3 "Требования к документам, входящим в состав заявки на участие в электронном аукционе пункта 2.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" Раздела 2 "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе" Документации об электронном аукционе предусмотрено: "В случае, если в части 3 "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" указаны значения "не менее, не более, не менее и не более, или, должен быть, может, может быть, должен, должно, должно быть" то участнику закупки следует указывать конкретное значение показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг)".
По пояснениям Заказчика, данная инструкция содержит исчерпывающий перечень значений, а именно значения "не менее, не более, не менее и не более, или, должен быть, может, может быть, должен, должно, должно быть", при указании на которые участник закупки при подготовке заявки должен указать конкретное значение показателей товара.
Таким образом, если в инструкции по заполнению заявки нет указания на диапазонные показатели, на значения "+/-", значит при составлении заявки участник и должен указать диапазонный показатель, и соответственно показатель "+/-".
Кроме того, на основании п. 3 ст. 65 Федерального закона N44-ФЗ, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Однако в установленные законом сроки запросы о даче разъяснений положений Документации об электронном аукционе от участников закупки не поступали.
Таким образом, доводы Заявителяв данной части жалобыявляются необоснованными.
В пунктах 20-40, 43, 49, 62 части 3 "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" Документации об электронном аукционе Заказчиком указаны размеры нитей по метрическому размеру, а именно в п.20 - Диаметр нити М4; п. 21 - Диаметр нити М4; п. 22 - Диаметр нити М4; п. 23 - Диаметр нити М3; п. 24 - Диаметр нити М3; п. 25 - М3; п. 26 - Диаметр нити М2; п.27 - М2; п.30 - Диаметр нити М2; п.31- Диаметр нити М2; п.32. - Диаметр нити М2; п.33 - Диаметр нити М2; п. 34- Диаметр нити М2; п.35 - М1,5; п.36 - М1,5; п.37- Диаметр нити М1,5; п.38 - М3,5; п.39- М3,5; п.40 - М3,5; п. 43 - М3,5; п. 49 - М1,5; п. 62 - метрик 5.
В пункте 64 части 3 "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" Документации об электронном аукционе Заказчиком указан размер нити следующим образом: "Размер 2".
Комиссией установлено, что на данный момент существует две основных системы измерения шовного материала - Metric (М) и USP. Таким образом, участник закупки мог предложить любую из представленных единиц размера нити, которые бы удовлетворили Заказчика, либо направить запрос о разъяснениях документации на основании п. 3 ст. 65 Федерального закона N44-ФЗ.
Таким образом, указанный довод Заявителя о не указании диаметра нити в п. 20-40, 43, 49, 62 и не указании единицы измерения размера в п. 64 "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" Документации об электронном аукционе также не находит подтверждения.
П. 68 части 3 "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" Документации об электронном аукционе предусмотрено требование к игле "Игла из стали не менее 400 серии для повышения устойчивости к разгибанию".
Как установлено Комиссией, иглы хирургические классифицируются ГОСТ 26641-85 "Иглы атравматические. Общие технические требования".
В ходе рассмотрения жалобы, представитель Заказчика пояснил, что основные характеристики хирургических игл определяются физико-химическими особенностями сплавов металлов, используемых при их производстве. Для изготовления качественных хирургических игл используется нержавеющая сталь 300-400 серий (по AmericanIronSteelInstitute), отличающаяся от нержавеющей стали с более низким номером серии, наличием ферритиповоголигирования, во многом определяющего прочность и упругость материала. Сталь AISI 4ХХ применяется множеством производителей шовных материалов и значительно превышает традиционные аустенитные стали, применяемые для производства игл по параметрам устойчивости к разгибанию. Кроме того, шовные материалы с иглами из стали AISI 4ХХ зарегистрированы в Российской Федерации и соответствуют требованиям ГОСТ 26641-85. Исходя из вышеизложенного, данное требование является функциональным и значимым для Заказчика. Заявленная в пункте 68 характеристика иглы полностью соответствует требованиям ГОСТа. Качество стали, из которой изготовлены иглы, указывают на свойства, необходимые специалистам для выполнения их задач: острота, незатупляемостъ. устойчивость к изгибу и излому. Все современные стали, используемые для изготовления игл, аустенитные, либо мартенситные характеризуются повышенным содержанием хрома и никеля. Повышенное содержание хрома обеспечивает жаро- и коррозионную стойкость, а повышенное содержание никеля повышает жаропрочность, пластичность и технологичность сталей в широком интервале температур. Таким образом, данное требование относится практически ко всем иглам, используемым в атравматичных шовных материалах и не ограничивает количество участников.
Указанные Заявителем в жалобе ГОСТ 54384-2011 "Определение и классификация стали по химическому составу и классам качества" и ГОСТ 5632-2014 "Легированные нержавеющие стали и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки" устанавливают требования к стали.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.
Пунктом 53 Части 3 "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" Документации об электронном аукционе указано "Синтетическая монофиламентная нить на основе поли-4-гидроксибутирата".
Как пояснил представитель Заказчика, указанные требования имеют чёткое клиническое обоснование и не являются "излишними". Любая хирургическая операция является вмешательством в организм пациента и завершается изменением структуры/анатомии тканей и оставлением в организме инородных материалов, к которым в том числе, относится шовный материал. Основываясь на собственном положительном клиническом опыте применения шовных материалов как отечественного, так и импортного производства, Заказчик сформировал данные требования к необходимым шовным материалам для реализации специфичного лечебного процесса, осуществляемого в ЛПУ.
Федеральным законом N44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе характеристик объекта закупки, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают егопотребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Более того, указание в документации об электронном аукционе требований к характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе, при этом Заказчиквправе внеобходимой степени детализировать объект закупки. Обязанности Заказчика обосновывать свои потребности при установлении тех или иных требований к объекту закупки Закон о контрактной системе также не предусматривает.
Так как предметом электронного аукциона является право на заключение контракта на поставку шовного материала для операционного блока N2, а не на изготовление (производство) объекта закупки, то согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона N44-ФЗ, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика. Следовательно, любой участник закупки имеет возможность приобрести товар с необходимыми Заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного аукциона.
Отсутствие у каких-либо лип, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки, и как следствие не влечет за собой нарушения Заказчиком Федерального закона N44-ФЗ.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Направить копию решения сторонам по жалобе.
3. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 19 декабря 2017 г. N 1273
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.12.2017