Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство"
- слушателя
проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" (620144, Свердловская обл., г. Екатеринбург, пер. Банковский, д. 1, оф. 341), уполномоченного органа в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга (620014, г.Екатеринбург, пр.Ленина, 24а), его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области (извещение N 0162300005316001364) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступили сведения от Петровой Екатерины (вх. N 01-21974 от 04.12.2017) о нарушениях законодательства о контрактной системе заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство", уполномоченным органом в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, его комиссией при проведении открытого конкурса N 0162300005316001364 на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области.
В обращении содержится информация о нарушении Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее:
05.05.2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0162300005316001364 и документация на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 242 700 095 ,08 рублей.
По результатам закупочной процедуры 10.06.2016 г. между МКУ "Городское благоустройство" и ООО "Городское управление дорожно-строительных работ" был заключен муниципальный контракт N 3667131029816000033 на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)".
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ включенных в код 42.11.10.120 по ОКПД2.
В перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) включены работы, включенные в группу 42 по ОКПД2 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства".
При этом редакция Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" по состоянию на момент размещения извещения о проведении закупки - 05.05.2016 г. (до вступления в силу Распоряжения Правительства РФ от 13.05.2016 N 890-р "О внесении изменений в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р"), имела исключения в части данного пункта, а именно:
- за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения,
- а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
Таким образом, заказчик осуществляет определение подрядчика путем проведения открытого конкурса, если выполняются в совокупности 2 условия:
1) работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав
2) НМЦК для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.
При этом ст. 48.1 ГрК РФ определен перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а именно:
К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты авиационной инфраструктуры;
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
8) метрополитены;
9) морские порты, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
10.2) подвесные канатные дороги;
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров;
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о дорогах) искусственными дорожными сооружениями - признаются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Так, объектом закупки является ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Екатеринбурга, как административного центра Свердловской области, при этом:
данная автомобильная дорога не является особо опасным и технически сложным объектом по части 1 статьи 48.1 ГрК РФ.
объектом закупки не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений, по смыслу пункта 3 статьи 3 Закона о дорогах.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, поскольку сноска 4 Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р в данном случае не применима, закупку следовало проводить в форме электронного аукциона, так как код ОКПД2 (42.11.10.120) входит в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из совокупности указанных норм Закона о контрактной системе, предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Заказчиком определен объект закупки в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса и п. 1 Части 3 "Техническая часть" конкурсной документации, как - ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения города Екатеринбурга, как административного центра Свердловской области.
Пунктом 4 Части 3 "Техническая часть" конкурсной документации определено место выполнения работ (оказания услуг), а именно:
N |
Участок выполнения работ, далее Объект |
1 |
Улица Волгоградская от дома N 193 до дома N 202 по улице Волгоградской |
2 |
Улица Армавирская от улицы Летчиков до улицы Артинской |
3 |
Автодорога по улице Челюскинцев от улицы Стрелочников до проспекта Космонавтов |
4 |
Автодорога внешняя Ново-Свердловская ТЭЦ - ЖБИ |
5 |
Улица Сурикова от улицы Большакова до автодороги по улице Щорса |
6 |
Автодорога по улице 8 Марта от автодороги по проспекту Ленина до автодороги по улице Малышева |
7 |
Автодорога по улице Восточная от автодороги по улице Малышева до автодороги по улице Декабристов |
8 |
Улица Фронтовых бригад от дома N 10 по улице Фронтовых бригад до улицы Старых большевиков |
Как пояснил представитель заказчика, при формирование объекта закупки, заказчик руководствовался классификацией автомобильных дорого по собственности и видам, а так же учитывал специфику проведения ремонтных работ, выражающихся в сжатых сроках проведения указанных работ. Все автомобильные дороги, входящие в объект закупки N 0162300005316001364 являются дорогами местного значения и находятся в муниципальной собственности муниципального образования "город Екатеринбург".
Комиссией Свердловского УФАС России при анализе положений Технического задания аукционной документации установлено, что оно не противоречит требованиям Закона о контрактной системе (в частности требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство" выявлено нарушение ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Городское благоустройство", уполномоченному органу в лице Департамента экономики Администрации города Екатеринбурга, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как заключен контракт.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 декабря 2017 г. N 82-В
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017