Резолютивная часть решения оглашена 14 декабря 2017 года
В полном объеме решение изготовлено 19 декабря 2017 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "РУСТЕНДЕРЫ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство объектов газоснабжения для инвестиционных проектов: Тепличный комплекс в г. Усть-Катав с досветкой - "Горный", Логистический центр сельскохозяйственной продукции с переработкой, Комплекс легких теплиц по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, п. Малый Бердяш" (изв. N 0169200001117000037) в присутствии представителей Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее - заказчик) Настенко И.М., Богданович Н.Д., Антоновой Т.Н., действующих на основании доверенностей от 17.01.2017 N 17-Д, от 20.03.2017 N 50-Д, от 12.01.2017 N 11-Д,
в отсутствие представителей ООО "РУСТЕНДЕРЫ" (далее - Общество, заявитель),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 07.12.2017 поступила жалоба ООО "РУСТЕНДЕРЫ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство объектов газоснабжения для инвестиционных проектов: Тепличный комплекс в г. Усть-Катав с досветкой - "Горный", Логистический центр сельскохозяйственной продукции с переработкой, Комплекс легких теплиц по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, п. Малый Бердяш" (изв. N 0169200001117000037) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 23.11.2017 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 7 680 003,00 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 11.12.2017 в 08:30.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в аукционной документации, в нарушение законодательства о контрактной системе, градостроительного законодательства не установлено требование о наличии в предоставляемой участниками выписке из реестра членов саморегулируемой организации сведений об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.
2. Заказчиком в аукционной документации неправомерно предусмотрено условие о заключении дополнительного соглашения к контракту, которым согласованная сторонами локальная смета на выполнение работ без привлечения других лиц вводится в действие и становится неотъемлемой частью контракта.
3. В аукционной документации неправомерно предусмотрена обязанность подрядчика заключить договор страхования строительных рисков.
4. В пункте 5.2.17 проекта контракта установлено, что генеральный подрядчик обязан в течение 10 рабочих дней со дня оплаты выполненных обязательств по договору с субподрядчиком представить государственному заказчику копии документов о приемке выполненной работы, которые являются предметом договора, заключенного между генеральным подрядчиком и привлеченным им субподрядчиком; копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств генеральным подрядчиком субподрядчику, - в случае если договором, заключенным между генеральным подрядчиком и привлеченным им субподрядчиком, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты выполненных работ, предусмотренного настоящим контрактом (в ином случае указанный документ представляется государственному заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты генеральным подрядчиком обязательств, выполненных субподрядчиком). По мнению заявителя, указанное требование является неправомерным.
5. В пункте 9.7 проекта контракта указано, что в случае если в качестве формы обеспечения исполнения контракта выбрано внесение денежных средств, то обеспечение исполнения контракта возвращается генеральному подрядчику после исполнения (прекращения) обязательств по контракту в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента размещения отчета об исполнении контракта в единой информационной системе. Как считает заявитель, данное условие является ненадлежащим и нарушает положения части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. Заказчиком в пункте 6 Информационной карты, проектной документации, в нарушение законодательства о контрактной системе указана противоречивая информация о сроке выполнения работ.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
1. Требования к составу выписки из реестра членов саморегулируемой организации установлены в соответствии с законодательством о контрактной системе, градостроительным законодательством.
2. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных данным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам. В подпункте "б" пункта 2 указанного постановления предусмотрено, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, обозначенных в подпункте "а" пункта 2 постановления, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта. При этом, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 не установлен порядок включения данного требования в государственный и (или) муниципальный контракт. Предусматривая в контракте условие о заключении сторонами дополнительного соглашения, содержащего предложенные подрядчиком конкретные виды и объемы работ, заказчик руководствовался принципами открытости и прозрачности информации о закупках. Более того, дополнительное соглашение не изменяет условия контракта.
3. Условие о комплексном страховании объекта строительства установлено заказчиком в соответствии со статьей 742 Гражданского кодекса РФ, статьей 60 Градостроительного кодекса РФ.
4. Требование о предоставлении генеральным подрядчиком документов, обозначенных в пункте 5.2.17 проекта контракта, установлено заказчиком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466).
5. Срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, установлен с учетом требований законодательства о контрактной системе.
6. Проектом "Строительство объектов газоснабжения для инвестиционных проектов: Тепличный комплекс в г. Усть-Катав с досветкой - "Горный", Логистический центр сельскохозяйственной продукции с переработкой, Комплекс легких теплиц по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, п. Малый Бердяш" предусматривается строительство газопровода в два этапа:
I этап - от ПК 0 до ПК 8+80.0,
II этап - от ПК 0 (А) до ПК 9 (А) + 10.0.
Продолжительность каждого этапа 1,5 месяца.
Общий срок строительства - 3 месяца, в том числе подготовительный период - 0,3 месяца.
При этом, срок выполнения работ по объекту закупки (4 месяца) включает продолжительность выполнения строительно-монтажных работ, продолжительность оформления комплекта исполнительной документации и получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенных объектов газоснабжения требованиям технических регламентов и проектной документации.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участнику о соответствии его требованиям, предусмотренным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного Закона.
Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Кроме того, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ также предусмотрены исключительные случаи, при которых отдельным видам юридических и физических лиц не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
При этом, исходя из содержания части 5 статьи 55.17 ГрК РФ, форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации установлена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58).
Таким образом, в случае, если объект закупки включает в себя выполнение работ по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту объектов капитального строительства, то единым требованием к участнику закупки является членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, требованием к составу второй части заявки участника закупки является предоставление выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая должна быть выдана по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об аукционе.
Как следует из извещения и аукционной документации, объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство объектов газоснабжения для инвестиционных проектов: Тепличный комплекс в г. Усть-Катав с досветкой - "Горный", Логистический центр сельскохозяйственной продукции с переработкой, Комплекс легких теплиц по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, п. Малый Бердяш", начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 680 003,00 рублей.
Заказчиком в пункте 16 Информационной карты аукционной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование к участникам аукциона о членстве в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, с наличием права осуществлять строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров, и соответствии уровню ответственности, предусмотренному частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ и т. д.
В соответствии с пунктом 24 Информационной карты аукционной документации участник в составе второй части заявки, в качестве подтверждения соответствия требованию по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должен представить выписку из реестра членов СРО, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, выданную по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, и в которой должны содержаться сведения:
- о наличии у члена СРО права осуществить строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров;
- о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ (уровень ответственности члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не должен быть менее цены заключаемого контракта).
Фактически действия заказчика по указанию в аукционной документации ссылки на Приказ Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, предусматривающего обязательное наличие в выписке сведений об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, соответствуют пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, частям 2, 2.1, 4, 5 статьи 55.17 ГрК РФ.
При этом, в материалах дела отсутствует документальное обоснование факта нарушения прав и законных интересов заявителя и иных участников закупки, а также факта невозможности подачи Обществом заявки на участие в данном аукционе.
С учетом изложенного, довод ООО "РУСТЕНДЕРЫ" о неправомерном отсутствии в аукционной документации требования о наличии в предоставляемой участниками выписке из реестра членов саморегулируемой организации сведений об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, является необоснованным.
2. Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570).
В Постановлении Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам (далее - перечень работ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных данным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 данного постановления, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
- не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
- не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
При этом, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 не установлен порядок включения в государственный и (или) муниципальный контракт конкретных видов и объемов работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 данного постановления, определенных по предложению подрядчика.
Как установлено материалами дела, предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство объектов газоснабжения для инвестиционных проектов: Тепличный комплекс в г. Усть-Катав с досветкой - "Горный", Логистический центр сельскохозяйственной продукции с переработкой, Комплекс легких теплиц по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, п. Малый Бердяш" (код по ОКПД2 43.99.90.190 "Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки").
Заказчиком в пункте 25 Информационной карты аукционной документации, пунктах 5.2.3, 5.2.4 проекта контракта, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено, что подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту возможные виды работ, указанные в сметной документации (приложение N 3 к Информационной карте документации об электронном аукционе), при условии их соответствия следующему перечню видов работ, утвержденных данным Постановлением Правительства РФ:
1. Земляные работы:
Локальная смета 02-01-02 пп. 1-16 (1 этап);
Локальная смета 02-01-02 пп. 1-7 (2 этап);
2. Устройство наружных сетей газоснабжения:
Локальная смета 02-01-02 пп.17-121 (1 этап);
Локальная смета 09-01-03 (1 этап);
Локальная смета 02-01-02 пп. 8-70 (2 этап);
3. Пусконаладочные работы:
Локальная смета 09-02-04 (1 этап);
Локальная смета 09-02-03 (2 этап).
Конкретные виды и объемы работ на Объекте, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту из числа видов и объемов работ, указанных в пункте 25 Информационной карты документации об электронном аукционе, пунктах 5.2.3, 5.2.4 проекта контракта, определяются по предложению подрядчика, предоставляемому государственному заказчику в течение 10-ти дней с момента заключения контракта.
Цена конкретных видов работ, исходя из их сметной стоимости в совокупном стоимостном выражении, должна составлять не менее 15 % цены Контракта.
Подрядчик в течение 10-ти дней с момента заключения контракта предоставляет Государственному заказчику на согласование локальную смету на выполнение работ без привлечения других лиц, устанавливающую выполнение работ в объеме не менее 15 % цены контракта, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему контракту при условии их соответствия перечню работ, указанному в пункте 25 Информационной карты документации об электронном аукционе, пунктах 5.2.3, 5.2.4 проекта контракта.
После согласования государственным заказчиком локальной сметы стороны оформляют дополнительное соглашение к контракту, которым локальная смета вводится в действие и становится неотъемлемой частью контракта - приложением N 3 к контракту.
Фактически условие о заключении указанного дополнительного соглашения сторонами направлено не на изменение условий контракта, а на исполнение требования подпункта "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570, ввиду отсутствия регламентированного порядка включения в контракт конкретных видов и объемов работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 данного постановления, определенных по предложению подрядчика.
При этом, заявителем не представлены документы, подтверждающие факт того, что заключаемое сторонами в рамках настоящего аукциона дополнительное соглашение направлено на изменение условий контракта. В материалах дела отсутствует документальное обоснование факта нарушения прав и законных интересов заявителя и иных участников закупки, а также факта невозможности исполнения Обществом условий, предусмотренных документацией о закупке.
С учетом изложенного, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии в действиях заказчика признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, статьи 95, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570.
Таким образом, довод ООО "РУСТЕНДЕРЫ" о неправомерном установлении заказчиком условия о заключении дополнительного соглашения к контракту, которым согласованная сторонами локальная смета на выполнение работ без привлечения других лиц вводится в действие и становится неотъемлемой частью контракта, является необоснованным.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
3.1. В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 741 Гражданского кодекса РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.
В соответствии с пунктом 1 статьи 742 Гражданского кодекса РФ договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски.
Сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках.
Заказчиком в пунктах 11.1, 11.2 проекта контракта прописано, что в течение 5 дней с момента заключения контракта генеральный подрядчик заключает договор комплексного страхования строительных рисков, связанных:
- со случайной гибелью и/или повреждением имущества, являющегося предметом (целью) проведения строительно-монтажных работ, указанных в настоящем Контракте, на страховую сумму, равную цене Контракта;
- с ответственностью за причинение вреда жизни, здоровью и/или имуществу третьих лиц вследствие проведения работ на Объекте, указанных в настоящем контракте.
В течение 3 дней с момента заключения договора страхования (страхового полиса) генеральный подрядчик передает государственному заказчику копию договора страхования (страхового полиса) с указанием данных о страховщике, застрахованных рисках и размере страховой суммы.
Фактически действия заказчика в части установления в проекте контракта обязанности подрядчика по заключению договора комплексного страхования строительных рисков, предоставлению доказательств заключения данного договора не противоречат пункту 1 части 1 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, пункту 1 статьи 742 Гражданского кодекса РФ.
Более того, заявителем не представлено документальное подтверждение факта нарушения его прав и законных интересов, а также факта невозможности исполнения условий, предусмотренных пунктами 11.1, 11.2 проекта контракта.
С учетом указанных обстоятельств, довод ООО "РУСТЕНДЕРЫ" о неправомерном установлении заказчиком условия о комплексном страховании объекта строительства не находит своего подтверждения.
3.2. По мнению заявителя, заказчиком в пункте 6 Информационной карты, проектной документации, в нарушение законодательства о контрактной системе указана противоречивая информация о сроке выполнения работ.
В соответствии с проектом "Строительство объектов газоснабжения для инвестиционных проектов: Тепличный комплекс в г. Усть-Катав с досветкой - "Горный", Логистический центр сельскохозяйственной продукции с переработкой, Комплекс легких теплиц по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, п. Малый Бердяш" строительство газопровода осуществляется в два этапа:
I этап - от ПК 0 до ПК 8+80.0,
II этап - от ПК 0 (А) до ПК 9 (А) + 10.0.
Продолжительность каждого этапа 1,5 месяца.
Общий срок строительства - 3 месяца, в том числе подготовительный период - 0,3 месяца.
При этом, как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, указанный в пункте 6 Информационной карты аукционной документации срок выполнения работ по объекту закупки (4 месяца) включает, в том числе продолжительность выполнения строительно-монтажных работ, продолжительность оформления комплекта исполнительной документации и получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенных объектов газоснабжения требованиям технических регламентов и проектной документации.
Следует отметить, что в составе жалобы ООО "РУСТЕНДЕРЫ" отсутствуют пояснения с документальным обоснованием относительно того, каким образом установленное заказчиком в аукционной документации, проектной документации условие о сроках выполнения работ нарушает права и законные интересы Общества и препятствует участию в настоящем аукционе.
С учетом указанных обстоятельств, данный довод заявителя не находит своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Заказчиком в извещении о проведении аукциона, пункте 17 Информационной карты аукционной документации, пункте 5.2.14 проекта контракта установлено требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены контракта.
Согласно части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 утверждены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - Типовые условия).
В соответствии с пунктом 4 Типовых условий подрядчик обязан в течение 10 рабочих дней со дня оплаты выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем).
Согласно материалам дела, аналогичная информация содержится в пункте 5.2.17 проекта контракта.
Фактически требование о предоставлении подрядчиком заказчику указанных документов установлено в рамках Постановления Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466. В связи с чем, не представляется возможным сделать вывод о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе.
Более того, заявителем в составе жалобы не представлено пояснений с документальным подтверждением относительно того, каким образом требование о предоставлении подрядчиком документов, обозначенных в пункте 5.2.17 проекта контракта, нарушает права и законные интересы Общества и иных участников закупки.
С учетом изложенного, довод ООО "РУСТЕНДЕРЫ" относительно неправомерного установления заказчиком в аукционной документации условия о предоставлении подрядчиком документов, указанных в пункте 5.2.17 проекта контракта, является необоснованным.
5. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Заказчиком в пункте 9.7 проекта контракта прописано, что в случае если в качестве формы обеспечения исполнения контракта выбрано внесение денежных средств, то обеспечение исполнения контракта возвращается генеральному подрядчику после исполнения (прекращения) обязательств по контракту в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента размещения отчета об исполнении контракта в единой информационной системе.
Следует отметить, что размещение отчета об исполнении контракта в единой информационной системе носит неизбежный характер и регламентировано частью 11 статьи 94 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 "О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения" (далее - Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093).
Так, согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 отчет размещается заказчиком в единой информационной системе в течение 7 рабочих дней со дня:
а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии - подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, срок возврата подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, определен заказчиком указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, что, в свою очередь, не противоречит части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, статье 190 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, заявителем в материалы дела не представлено документальное подтверждение факта нарушения прав и законных интересов Общества и иных участников закупки.
С учетом изложенного, довод ООО "РУСТЕНДЕРЫ" об установлении заказчиком ненадлежащего срока возврата подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не находит своего подтверждения.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "РУСТЕНДЕРЫ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство объектов газоснабжения для инвестиционных проектов: Тепличный комплекс в г. Усть-Катав с досветкой - "Горный", Логистический центр сельскохозяйственной продукции с переработкой, Комплекс легких теплиц по адресу: Челябинская область, г. Усть-Катав, п. Малый Бердяш" (изв. N 0169200001117000037) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 декабря 2017 г. N 878-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2017