Резолютивная часть решения оглашена 18.12.2017
В полном объеме решение изготовлено 21.12.2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу ООО "УралДорПроект", в присутствии:
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" Науменкова А.Н., действующего на основании доверенности N 77 от 08.08.2017,
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" Климовой В.В., действующего на основании доверенности N 65 от 26.07.2017,
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" Тимофеевой О.П., действующего на основании доверенности N 92 от 26.12.2016,
- представителя Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" Сахабутдинова Р.Н., действующего на основании доверенности N 92 от 01.11.2017,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.12.2017 поступила жалоба ООО "УралДорПроект" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на разработку проектной документации по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск на участке км 144+000 - км 151+000, Курганская область" (извещение N 0369100028417000097) (далее -конкурс).
Согласно представленным документам 08.11.2017 Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 917 672,00, 00 рублей.
Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещен в единой информационной системе в сфере закупок 04.12.2017.
На момент рассмотрения жалобы ООО "УралДорПроект" контракт не заключен.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы и указал следующее.
Заявка заявителя неправомерно отклонена конкурсной комиссией, так как общество не обязано декларировать свое соответствие единым требованиям, установленным к участнику закупки по пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, так как исключительные права на проектную документацию возникают только после разработки проектной документации.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Конкурсная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "УралДорПроект", так как в составе заявки участник закупки не продекларировал свое соответствие пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что не соответствует требованиям конкурсной документации и послужило основанием для отклонения заявки участника закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе N 21/2-К от 01.12.2017 заявка ООО "УралДорПроект" решением конкурсной комиссии подлежала отклонению, как несоответствующая требованиям конкурсной документации ввиду отсутствия декларации участника закупки по пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участнику закупки устанавливаются единые требования, в том числе об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в конкурсной документации наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должны содержаться предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в документации о закупке должно быть установлено единое требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, а также условие о предоставлении декларации участника закупки о соответствии указанному требованию, в случае, если из документации о закупке, в том числе из проекта контракта, следует, что заказчик приобретает права на такие результаты.
Как следует, из пункта 1.1 раздела 1 конкурсной документации следует, что заявка участника закупки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-5, 7, 7.1, 8, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в требованиях к составу второй части заявки конкретизировано положение, согласно которому участник закупки должен предоставить декларацию об обладании им исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.
Из пункта 8.10 проекта контракта следует, что с даты приемки результатов выполнения проектно-изыскательских работ исключительные права на результаты выполнения проектно-изыскательских работ принадлежат Российской Федерации, от имени которого выступает заказчик. Проектная документация признается результатом выполненных проектно-изыскательских работ по контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Таким образом, указанное требование к составу заявки, содержащееся в конкурсной документации, установлено с учетом положений проекта контракта, предусматривающих переход заказчику исключительных прав на результаты выполнения проектно-изыскательских работ, что соответствует пп. г пункта 1 части 2 статьи 51, пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, с точки зрения филологического толкования понятие "декларировать" означает выступить (выступать) с декларацией о чем-нибудь, официально или торжественно объявить что-нибудь (толковый словарь Ушакова); объявлять, возвестить, возвещать, заявить, провозгласить, объявить, провозглашать, заявлять, возглашать, возгласить, сообщать (Словарь русских синонимов).
Таким образом, законодательство о контрактной системе, равно как и условия документации о закупке, не предъявляют каких-либо требований к форме и способу предоставления декларации о соответствии участника конкурса единым требованиям, в том числе по пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из содержания выкопировки из заявки ООО "УралДорПроект" следует, что участник закупки продекларировал свое соответствие единым требованиям к участнику закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе двумя способами, а именно:
- наличие следующей формулировки в наименовании декларации: "декларация соответствия требованиям, предусмотренным в пунктах 3-10 части 1 и части 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
- указание в тексте декларации развернутых требований по пунктам 3-5, 7, 7.1, 9, 10 части 1 и части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, из общей формулировки, указанной в декларации о соответствии участника закупки единым требованиям, следует, что ООО "УралДорПроект" подтверждает свое соответствие пунктам 3-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, то есть в том числе соответствует пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части обладания участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
При этом, декларацию о соответствии единым требованиям, представленную участником закупки в составе заявки участника закупки, необходимо рассматривать в совокупности и взаимосвязи, то есть общая формулировка о соответствии участника закупки пунктам 3-10 части 1 и части 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и развернутое декларирование единым требованиям, предъявляемым к участникам закупки, являются взаимодополняющими сведениями, из которых следует, что общество подтверждает свое соответствие, в том числе пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, в нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе действия конкурсной комиссии о признании заявки ООО "УралДорПроект", не соответствующей требованиям конкурсной документации, являются необоснованными ввиду наличия в составе заявки общества декларации, подтверждающей его соответствие пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок.
Как следует из материалов дела срок окончания подачи заявок - 29.11.2017 15:00.
Таким образом, жалоба ООО "УралДорПроект" (исх. 16420 от 12.12.2017) в части доводов, касающихся неправомерности установления в конкурсной документации единого требования к участнику закупки по пункту 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению, так как подана после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "УралДорПроект" на действия конкурсной комиссии обоснованными.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 декабря 2017 г. N 886-ж/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2017