Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ЭЛИКА" (далее Заявитель) на действия заказчика - ФГБОУ ВДЦ "Орленок" при проведении конкурса с ограниченным участием N 0318100047917000194 "Поставка творога и сыра" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ЭЛИКА" считает, что при проведении закупки допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): в конкурсной документации и извещении содержится противоречивая информация о дополнительных требованиях и перечня предоставляемых документов в составе заявки (заказчик не учел изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99); указана неактуальная информация (п.5) ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе); не указана обязательная информация, предусмотренная п.2) ст.42 Закона о контрактной системе; в разделе 13 проекта контракта указано, что настоящий контракт заключается в виде электронного документа. По результатам проведения конкурса с ограниченным участием контракт заключается на бумажном носителе.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Документация разработана в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Противоречия в части установления дополнительных требований и документов отсутствуют. В части требования к обеспечению заявки допущена техническая опечатка в части установления требования о подтверждении факта в случае внесения денежных средств участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в том числе заверенной банком копией платежного поручения. В извещении указана информация, предусмотренная Законом о контрактной системе, которая сформирована с помощью аппаратно-программного комплекса ЕИС. В проекте контракта допущена опечатка. Выдержки, приведенные в жалобы на позиции документации, не соответствуют действительности.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия установила следующее.
Заказчиком - ФГБОУ ВДЦ "Орленок" на официальном сайте ЕИС размещено извещение и документация конкурса с ограниченным участием N 0318100047917000194 "Поставка творога и сыра".
В соответствии с ч.1 ст.56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (ч.3 ст.56 Закона о контрактной системе).
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием(ч.4 ст.56 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.6 ст.56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
В извещении о проведении конкурса с ограниченным участием и документации установлены дополнительные требования к участникам - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Подтверждающими документами являются копия ранее исполненного контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара (пищевых продуктов) за последние три года до даты подачи заявки на участие в данном конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Таким образом, заказчиком соблюдены требования ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации N99. В связи с чем, довод о том, что заказчик не учел изменения в постановление Правительства Российской Федерации N 99 не нашел своего подтверждения.
Требования к содержанию заявки регламентированы ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе. В частности, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона) (п.5) ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе).
В разделе 4 Конкурсной документации (часть 1), в разделе 11 Конкурсной документации заказчик, в нарушение указанного требования, указывает: документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, с отметкой банка или заверенная банком копия этого платежного поручения, либо включенная в Реестр банковских гарантий банковская гарантия). Вместе с тем, указанное нарушение на подачу заявок не влияет. Предоставление обеспечения заявки на участие в конкурсе предусмотрено Законом о контрактной системе.
Согласно п.2) ст.42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении конкурса с ограниченным участием, сформированным с помощью аппаратно-программного комплекса ЕИС, указана требуемая информация. В связи с чем, довод не обоснован.
В соответствии с ч.1 ст.54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса. Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч.2 ст.54 Закона о контрактной системе).
В течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта (ч.3 ст.54 Закона о контрактной системе). Таким образом, заключение контракта исключительно в виде электронного документа по результатам конкурса с ограниченным участием не предусмотрено.
По результатам внеплановой проверки также установлено следующее.
Согласно п.9) ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В документации (раздел 10) содержатся критерии и порядок оценки заявок. Установлено 2 критерия: цена контракта и квалификация участников закупки. Квалификация участников конкурса оценивается: количество полученных положительных отзывов (благодарственных писем) от осуществляющих санаторно-курортную деятельность, образовательную деятельность, деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления государственных и муниципальных заказчиков, государственных и муниципальных бюджетных учреждений по исполненным контрактам за период с 2014 года до даты подачи заявки на участие в данном конкурсе, предметом поставки которых является молочная продукция. При этом цена исполненного контракта должна быть не менее 25% начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса.
Таким образом, при использовании в качестве критерия "квалификация участника" предъявляются требования к стоимости исполненных контрактов (договоров), которые в силу Закона о контрактной системе являются дополнительным требованием к участникам и не могут использоваться в качестве критерия. Указанное нарушение на подачу заявок не повлияло. В силу Закона о контрактной системе отсутствие документов не является отклонением от участия в конкурсе. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием на дату рассмотрения жалобы не состоялась.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭЛИКА" обоснованной в части нарушения п.5) ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе;
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - ФГБОУ ВДЦ "Орленок" нарушение ч.3 ст.7, ч.4 ст.56, п.5) ч.2 ст.51, ч.2 ст.54 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику (аукционной комиссии) - ФГБОУ ВДЦ "Орленок" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ N1190
по делу N КОУ-63/2017
о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
13 декабря 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения по делу N КОУ-63/2017 от 13.12.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ЭЛИКА" на действия заказчика - ФГБОУ ВДЦ "Орленок" при проведении конкурса с ограниченным участием N 0318100047917000194 "Поставка творога и сыра" в части нарушения законодательствао контрактной системе, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), предписывает заказчику (аукционной комиссии) - ФГБОУ ВДЦ "Орленок" устранить нарушение ч.3 ст.7, ч.2 ст.54, ч.4 ст.56 Закона о контрактной системе:
- при оценке заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием не учитывать требование критерия "квалификация участников закупки" (деловая репутация) в отношении цены исполненного контракта;
- при заключении контракта с победителем конкурса с ограниченным участием привести п.14.1 контракта в соответствие с Законом о контрактной системе и с учетом решения по делу N КОУ-63/2017 от 13.12.2017.
Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти рабочих дней с момента его получения.
Заказчику в письменном виде в срок до 29.12.2017 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
В случае невыполнения предписания в установленный срок Краснодарское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 декабря 2017 г. N КОУ-63/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017