Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "РИНКОМ" (далее - Заявитель) на действия Южного отделения ФГБУ науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт кровли Ангара для ПОА и маломерных судов" (извещение N 0318100027417000001) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "РИНКОМ" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) в описании объекта закупки установлены требования к товару, противоречащие положениям государственного стандарта (позиция "Гвозди строительные Товар 1"); 2) установлены противоречащие требования к товару (позиции "Электроды", "Гвозди строительные Товар 4").
Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - Южным отделением ФГБУ науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт кровли Ангара для ПОА и маломерных судов" (извещение N 0318100027417000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 000 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N 4 к Разделу 2 "Требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов)" аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товаров, в частности:
Наименование товара |
Наименование показателя |
Требования к характеристикам товаров, в том числе, к характеристикам и значениям, которые могут изменяться |
Требования к товарам со значениями характеристик |
|
- максимальными |
- минимальными |
|||
ГВОЗДИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75 ТОВАР 1 |
Материал изготовления - |
из низкоуглеродистой стальной термически необработанной проволоки без покрытия по ГОСТ 3282-74, из проволоки по нормативно-технической документации (НТД). |
|
|
Исполнение |
трефовые, трефовые с перемычками, круглые или с плоской головкой. |
|
|
|
Длина гвоздя, мм, с предельным отклонением |
25_40 |
|
|
|
Размер |
Диаметр (условный диаметр) стержня строительных гвоздей, d, 1,2_2 мм |
|
|
Согласно п. 1 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3)" (далее - ГОСТ 4028-63) конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.
Таблица 1
мм
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
0,8 |
8 |
|
12 |
1,0 |
16 |
1,2 |
16 |
|
20 |
|
25 |
1,4 |
25 |
|
32 |
|
40 |
1,6 |
25 |
|
40 |
|
50 |
Условное обозначение строительных гвоздей с плоской головкой, диаметром стержня 1,2 мм и длиной 25 мм:
Гвозди П 1,2х25 ГОСТ 4028-63
В соответствии с п. 2 ГОСТ 4028-63 конструкция и размеры гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на черт.2-4 и в табл.2.
Таблица 2
мм
Условный диаметр стержня |
Длина гвоздя |
Размер |
Наименьший диаметр головки |
1,8 |
32 |
- |
3,5 |
|
40 |
|
|
|
50 |
|
|
|
60 |
|
|
2,0 |
40 |
1,75 |
4,0 |
|
50 |
|
|
2,5 |
50 |
2,20 |
5,0 |
|
60 |
|
|
3,0 |
70 |
2,65 |
6,0 |
|
80 |
|
|
3,5 |
90 |
3,10 |
7,0 |
4,0 |
100 |
3,55 |
7,5 |
|
120 |
|
|
5,0 |
120 |
4,45 |
9,0 |
|
150 |
|
|
6,0 |
150 |
5,30 |
11,0 |
|
200 |
|
|
8,0 |
250 |
7,13 |
14,0 |
Примечание. По требованию потребителя гвозди круглые размером 1,8х32 изготовляют с плоской головкой.
Условное обозначение строительных гвоздей с конической головкой, круглых, диаметром 2,5 мм и длиной 60 мм:
Гвозди К 2,5х60 ГОСТ 4028-63
То же, трефовых:
Гвозди Т 2,5х60 ГОСТ 4028-63
То же, трефовых с перемычками:
Гвозди ТП 2,5х60 ГОСТ 4028-63
Таким образом, ГОСТ 4028-63 не предусмотрен показатель "Длина гвоздя, мм, с предельным отклонением d", следовательно, установление данной характеристики по позиции "ГВОЗДИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75 ТОВАР 1" не соответствует требованиям государственного стандарта, что является нарушением п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 ГОСТ 4028-63 определено - технические требования на гвозди - по ГОСТ 283.
В соответствии с п. 1.4 ГОСТ 283-75 "Гвозди проволочные. Технические условия (с Изменениями N 1-4)" предельные отклонения на длину гвоздей должны быть равны d.
Соответствие товаров (материалов) общеобязательным нормативно установленным требованиям указанных стандартов определяет их качество на стадии изготовления, что подтверждается соответствующими актами (обязательными стандартами, сертификатами соответствия и т.д.). При этом законодательное регулирование отношений, связанных, в частности, с применением и исполнением обязательных требований к продукции, процессам производства, осуществляется отраслевыми нормативными актами и подпадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а не законодательства в сфере закупок. Следовательно, именно изготовитель является лицом, ответственным за качество выпускаемой продукции (материалов) и гарантирующим их соответствие заданным требованиям.
В Приложении N 4 к Разделу 2 "Требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов)" аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товаров, в частности:
Наименование товара |
Наименование показателя |
Требования к характеристикам товаров, в том числе, к характеристикам и значениям, которые могут изменяться |
Требования к товарам со значениями характеристик |
|
- максимальными |
- минимальными |
|||
ЭЛЕКТРОДЫ |
Вид покрытия электрода |
Требуется с основным покрытием (Р) |
|
|
Соответствие стандарту |
|
|
Согласно п. 1.7 ГОСТ 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия (с Изменениями N 1, 2)" по видам покрытия электроды подразделяются:
с кислым покрытием - А;
с основным покрытием - Б;
с целлюлозным покрытием - Ц;
с рутиловым покрытием - Р;
с покрытием смешанного вида - соответствующее двойное условное обозначение;
с прочими видами покрытий - П.
Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) обусловлено, что символы скобки "(" ")" применяемые для выделения значений означают пояснение к значению перед скобками, и указываются в заявке в неизменном виде, исключением является случай указания в скобках взаимоисключающих значений относительно значения перед скобками - участникам закупки необходимо выбрать и предоставить в заявке одно из взаимоисключающих значений - данное правило является приоритетным в случае возникновения противоречия с другими правилами инструкции, кроме случаев описанных ниже.
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участникам закупки следует выбрать одно значение.
В Приложении N 4 к Разделу 2 "Требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов)" аукционной документации установлены следующие требования к характеристикам товаров, в частности:
Наименование товара |
Наименование показателя |
Требования к характеристикам товаров, в том числе, к характеристикам и значениям, которые могут изменяться |
Требования к товарам со значениями характеристик |
|
- максимальными |
- минимальными |
|||
ГВОЗДИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75 ТОВАР 4 |
Размеры - диаметр стержня х длина гвоздя, мм |
|
не более 1,6х50 и не более 1,4х40 |
|
Инструкцией по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) определено, что союз "и" следует читать как символ ",".
Символ запятая ",", обратный слеш "\" - установленный между взаимоисключающими значениями товара означает, что Заказчику данный товар необходим в ассортименте и все значения являются требуемыми Заказчиком, участникам закупки необходимо предоставить в заявке все перечисленные значения и показатели, участнику следует учесть, что значения предоставляются по каждому показателю, если не указано иное.
При установлении слов и символов указывающих на необходимость предоставить в заявке конкретное значение в отношении требований перечисленных через символ "x" - означает, что требование распространяется только на первое значение (непосредственно перед которым установлено).
Слова "не более", "не превышать" (во всех словоформах) установленное непосредственно перед значением - участникам закупки необходимо предоставить в заявке конкретное значение, менее установленного или равное ему, если не указано иное.
Согласно п. 1 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3)" (далее - ГОСТ 4028-63) конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.
Таблица 1
мм
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
0,8 |
8 |
|
12 |
1,0 |
16 |
1,2 |
16 |
|
20 |
|
25 |
1,4 |
25 |
|
32 |
|
40 |
1,6 |
25 |
|
40 |
|
50 |
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участником закупки может быть предложено только по одному значению, а именно: 1,6х50 и 1,4х40.
В свою очередь, установление максимальных и (или) минимальных значений показателей может вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать корректному определению значений показателей.
На основании вышеизложенного, установленные Заказчиком характеристики товара по данной позиции по показателю "Размеры - диаметр стержня х длина гвоздя, мм" свидетельствуют о необъективном описании объекта закупки, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что на участие в электронном аукционе поступило 9 заявок, по вышеуказанной позиции конкурсная комиссия Заказчика заявки участников закупки не отклоняла согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.12.2017 г., следовательно, вышеуказанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РИНКОМ" обоснованной в части установления требований к товару, противоречащих положениям государственного стандарта (позиция "Гвозди строительные Товар 1"; необъективного описания товара "Гвозди строительные Товар 4").
2. Признать в действиях Заказчика - Южного отделения ФГБУ науки Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100027417000001).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 декабря 2017 г. N ЭА-4080/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2017