Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя ООО ЧОО "АМЕГА" (надлежащим образом уведомлено), а также в присутствии представителей государственного заказчика ФГБНУ "Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" Овчаренко А.В. (доверенность от 11.12.2017 N03/2842), Кузьменко Е.А. (доверенность от 11.12.2017 N03/2841), рассмотрев жалобу ООО ЧОО "АМЕГА" на действия государственного заказчика ФГБНУ "Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг физической охраны объектов ФГБНУ "КаспНИРХ" (номер извещения: 0325100029217000067), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 06.12.2017 поступила жалоба ООО ЧОО "АМЕГА" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика ФГБНУ "Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг физической охраны объектов ФГБНУ "КаспНИРХ" (номер извещения: 0325100029217000067) (далее - открытый конкурс), в которой сообщалось, что конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 07.12.2017 N04/8659 рассмотрение жалобы было назначено на 11 час. 00 мин. 12.12.2017.
12.12.2017 при рассмотрении жалобы Комиссией было принято решение объявить перерыв в рассмотрении жалобы до 13.12.2017 до 16 час. 00 мин., о чем были уведомлены лица, участвующие в рассмотрении жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки установлено следующее.
21.11.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация на право заключить контракт на оказание услуг физической охраны объектов ФГБНУ "КаспНИРХ" (номер извещения: 0325100029217000067) .
22.11.2017 Заказчик внес изменения в извещение о проведении открытого конкурса, сведения о чем размещены на официальном сайте.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Федерального закона (далее - контракт); 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном данным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 51 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями данного Федерального закона;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 данного Федерального закона, с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации (далее - поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота;
7) порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки;
8) порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом;
10) размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);
11) размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 данной части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 данного Федерального закона;
12) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с данным Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных данной статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 данной статьи и в соответствии с частью 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования данной части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Пунктом 3 Правил установлено, что "оценка" - это процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонен
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
При этом пунктом 25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Заказчик в пунктах 24.4.6, 28.1, 28.9 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе" конкурсной документации установил, что для выявления лучших условий исполнения договора, предложенных в Заявках на участие в открытом конкурсе, комиссия рассматривает и оценивает такие заявки на участие в открытом конкурсе в соответствии со следующими критериями оценки:
1. Стоимостной критерий: цена Договора;
2. Не стоимостные критерии:
2.1. качественные функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
2.2. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для целей оценки по указанному критерию Заказчиком установлена шкала оценки (таблица 2):
Табл.2
N п/п |
Показатели по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
Количество баллов, присваиваемых по каждому из показателей указанного критерия |
Максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия |
1 |
Качество услуги, выраженное в наличии благодарственных и рекомендательных писем |
100 баллов |
100 баллов |
|
Участником предоставлены благодарственные и рекомендательные письма от предприятий и организаций с долей государственной собственности не менее 25% в уставном капитале, которым Участником конкурса ранее были успешно оказаны услуги охраны за последние 5 лет в количестве 5 и более писем. |
100 баллов |
|
|
Участником предоставлены благодарственные и рекомендательные письма от предприятий и организаций с долей государственной собственности не менее 25% в уставном капитале, которым Участником конкурса ранее были успешно оказаны услуги охраны за последние 5 лет в количестве от 2-х до 4-х включительно писем. |
50 баллов |
|
|
Участником предоставлены благодарственные и рекомендательные письма от предприятий и организаций с долей государственной собственности не менее 25% в уставном капитале, которым Участником конкурса ранее были успешно оказаны услуги охраны за последние 5 лет в количестве менее 2-х писем |
0 баллов |
|
|
ИТОГО |
|
100 баллов |
Одновременно следует отметить, что пунктом 2 части VII "Техническая часть" конкурсной документации определены основные задачи оказания услуг, которые включают в себя: контроль пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание порядка и безопасности; предотвращение попыток несанкционированного проникновения на охраняемые объекты, изъятия, хищения материальных ценностей и причинения вреда имуществу Заказчика; контроль за соблюдением противопожарной безопасности; контроль за сохранностью материальных ценностей; ведение наблюдения за прилегающей территорией; консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.
Из вышеизложенного следует, что наличие благодарственных и рекомендательных писем у участника закупки не может быть отнесено к критерию оценки "качественные функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку относится к критерию "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает возможность отнесения к критерию оценки, касающемуся объекта закупки, подлежащих оценке сведений и документов, которые имеют отношение исключительно к квалификации и деловой репутации самих участников закупки (субъектов закупки).
В этой связи установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта по критерию "качественные функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Данный факт свидетельствует о нарушении Заказчиком требований пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и указывает на признаки состава административного правонарушение, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенное нарушение не позволяет выявить наилучшие условия исполнения контракта, то оно подлежит устранению на основании предписания Комиссии Управления.
Кроме того, Заказчик в пункте 2.2 конкурсной документации установил следующее: "Оценка заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом показателей, указанных ниже.
Для целей оценки по указанному критерию Заказчиком установлена шкала оценки (таблица 3):
Табл.3
N п/п |
Показатели по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Количество баллов, присваиваемых по каждому из показателей указанного критерия |
Максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия |
1 |
Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
80 баллов |
80 баллов |
|
Количество заключенных и успешно исполненных договоров на оказание услуг охраны с предприятиями и организациями с долей государственной собственности не менее 25% в уставном капитале, ценой договора не менее 50% от начальной максимальной цены договора, указанной в настоящей документации, за последние 5 лет - 3 и более |
80 баллов |
|
|
Количество заключенных и успешно исполненных договоров на оказание услуг охраны с предприятиями и организациями с долей государственной собственности не менее 25% в уставном капитале, ценой договора не менее 50% от начальной максимальной цены договора, указанной в настоящей документации, за последние 5 лет - 1 или 2. |
30 баллов |
|
|
Количество заключенных и успешно исполненных договоров на оказание услуг охраны с предприятиями и организациями с долей государственной собственности не менее 25% в уставном капитале, ценой договора не менее 50% от начальной максимальной цены договора, указанной в настоящей документации, за последние 5 лет - 0. |
0 баллов |
|
2 |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для оказания услуг; |
20 баллов |
20 баллов |
|
Наличие круглосуточного диспетчерского пункта с пультом централизованного наблюдения |
20 баллов |
|
|
Отсутствие круглосуточного диспетчерского пункта с пультом централизованного наблюдения |
0 баллов |
|
|
ИТОГО |
|
100 баллов |
Одновременно следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 1.1 Закона от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная организация (далее также - охранная организация) это организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности
В соответствии с пунктом 5 статьи 1.1 Закона от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" объекты охраны это недвижимые вещи (включая здания, строения, сооружения), движимые вещи (включая транспортные средства, грузы, денежные средства, ценные бумаги), в том числе при их транспортировке
При этом статье 3 Закона от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" установлено, что в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 данной части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 данной части;
7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 данного Закона.
Комиссия считает, что установленный заказчиком порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки" не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, а также выявить наиболее квалифицированного исполнителя в связи со следующим.
В соответствии с установленным порядком оценки, участник закупки, имеющий опыт успешно исполненных договоров на оказание услуг охраны с предприятиями и организациями с долей государственной собственности не менее 25% в уставном капитале, получает меньшее количество баллов чем участник закупки, имеющий опыт успешно исполненных договоров на оказание услуг охраны с предприятиями и организациями с долей государственной собственности менее 25% в уставном капитале.
Вместе с тем, оказание услуг охраны предприятий и организаций с долей государственной собственности не менее 25% в уставном капитале не подтверждает более сложный характер услуг и не является показателем наибольшей квалификации участника конкурса, имеющего опыт охраны предприятий и организаций с долей государственной собственности менее 25% в уставном капитале.
В отношении предприятий и организаций с долей государственной собственности не менее 25% в уставном капитале нормативными правовыми актами не установлено каких-либо особых правил охраны, которые свидетельствовали бы о том, что участник закупки, имеющий опыт охраны таких объектов, лучше исполнит условия контракта, нежели чем участник закупки, имеющий опыт охраны с предприятиями и организациями с долей государственной собственности менее 25% в уставном капитале.
Кроме того, Заказчиком указано, что оценке подлежат только те контракты, которые исполнены за последние 5 лет. Однако в документации отсутствуют сведения о том, какая дата или событие должны приниматься за точку отсчета (начальную либо конечную) данного периода (дата размещения извещения, либо дата окончания подачи заявок, либо дата рассмотрения заявок и т.д.). Данная неопределенность позволяет конкурсной комиссии субъективно (на свое усмотрение) оценивать контракты.
Указанные действия Заказчика также нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушение, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "АМЕГА" на действия государственного заказчика ФГБНУ "Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг физической охраны объектов ФГБНУ "КаспНИРХ" (номер извещения: 0325100029217000067) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ФГБНУ "Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" нарушившим пункт 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса на право заключить на оказание услуг физической охраны объектов ФГБНУ "КаспНИРХ" (номер извещения: 0325100029217000067).
3. Выдать государственному заказчику ФГБНУ "Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" и членам комиссии предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на оказание услуг физической охраны объектов ФГБНУ "КаспНИРХ" (номер извещения: 0325100029217000067).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: М.В.Литвинов
И.В. Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 13 декабря 2017 г. N 510-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017