Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
" " - руководитель Управления.
Члены Комиссии:
" " - главный специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления;
" " - ведущий специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления,
при участии
от ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика (далее - Заказчик) - Макаров А.А. по доверенности N 36 от 12 декабря 2017 г.
Рассмотрев жалобуООО "Недра Сибири" (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ) на действия Заказчикапри осуществлении закупки способом электронного аукциона для нужд Заказчика - Администрация муниципального образования Аксарковское (ИНН: 8908000539), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети в с. Аксарка, с. Харсаим и п. Горнокнязевск, начальная (максимальная) цена контракта - 19 500 000,00 рублей(извещение N 0890300004817000427http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651)на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - wwwzakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайтhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printFormI d=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалобаот ООО "Недра Сибири" (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ) на действия Заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона для нужд Заказчика - Администрация муниципального образования Аксарковское (ИНН: 8908000539), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети в с. Аксарка, с. Харсаим и п. Горнокнязевск, (извещение N 0890300004817000427http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651).
Заявитель считает, что документация об аукционе утверждена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закона о контрактной системе). А именно Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки которые не соответствуют положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель от Заказчикаприсутствовал на заседании Комиссии, просит признать жалобуhttp://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view.html?printFor mId=29963651 не обоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено:
Уполномоченным органом - МКУ"Служба размещения муниципального заказа" МО Приуральский район 23.11.2017 г. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0890300004817000427 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта при осуществлении закупки способом электронного аукциона "выполнение работ по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети в с. Аксарка, с. Харсаим и п. Горнокнязевск" (извещение N 0890300004817000427http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651). Дата окончания подачи заявок11.12.2017 г. Начальная (максимальная) цена контракта - 19 500 000,00 рублей.
На заседании Комиссии установлено, что Заявитель обжалует Аукционную документацию.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены Постановлением N 99. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложениями N 1 и N 2 к Постановлению N 99.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. руб., устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Таким образом, такое дополнительное требование предъявляется в случае, если объектом закупки являются работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, которые относятся к указанным группам работ.
В соответствии с п. 14.2 статьи 1ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
Пунктами 10, 11, 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что капитальным ремонтом автомобильной дороги является комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределахустановленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги; ремонтом автомобильной дороги является комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно извещению о проведении закупки, документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение работ по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети в с.Аксарка, с.Харсаим и п.Горнокнязевск.
Комиссией установлено, что из положений документации об Аукционе следует, что Техническим заданием, приложение N 1 к проекту контракта предусмотрено, что подрядчику в период с 01.01.2018 г. по 31 декабря 2018 годанадлежит осуществлять работы по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети в с.Аксарка, с.Харсаим и п.Горнокнязевск, в соответствии с техническим заданием и аукционной документацией.
- нанесению горизонтальной разметки.
- устранению просадок (пучин), выпоров, исправлению кромок покрытия, заливке трещин, ямочный ремонт.
- окраска дорожных стоек, знаков, барьерного ограждения, автопавильонов и других элементов обустройства.
- Патрульная очистка дорог автогрейдером (дороги 4 категории)
- Уборка снега с проезжей части дорог, стоянок и остановочных площадок (улицы 1 и 2 категории)
- ликвидация колей глубиной до 50 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия.
- восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр
- защита асфальтобетонных покрытий от поверхностных разрушений герметизирующими пропиточными материалами, устройство изолирующего слоя из эмульсионно-минеральной смеси или мелкозернистой поверхностной обработки локальными картами для приостановки и предупреждения развития отдельных трещин на участках длиной до 100 м;
В соответствии с Приказом от 16 ноября 2012 г. N 402, Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
При капитальном ремонте проводятся следующие работы:
2) по дорожным одеждам:
а) ликвидация колей глубиной более 50 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона;
б) восстановление дорожных одежд в местах исправления земляного полотна и водоотвода (в том числе на пересечениях и примыканиях, площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, разворотных площадках, тротуарах, пешеходных и велосипедных дорожках, отдельных переездах, съездах, подъездных дорогах к объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным объектам, паромным переправам);
в) перемощение отдельных участков мостовых с полной заменой песчаного основания;
Таким образом, учитывая специфику выполняемых работ и факт выполнения работ в течении года,установление дополнительных требований к участникам закупки соответствует положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и применяется положение Постановления N 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований, при осуществлении закупки на выполнение работ, подлежащих к выполнению в рамках исполнения контракта.
УстановленныеЗаказчиком требования внесены в аукционную документацию,без учета изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2016 г. N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99". (далее - Постановление N 1185).
В пункте 1.4 раздела 4 аукционной документации Заказчиком дополнительные требования к участникам закупки на основании Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. N 99:
"Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Подтверждается: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ, копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за три года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе (Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99)".
Согласно пункту 1 Постановления N 1185 в позиции 2 приложения N 1 к указанному постановлению внесены следующие изменения:
"а) в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" текст изложить в следующей редакции:
"наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка";
б) в графе "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" текст изложить в следующей редакции:
"копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Таким образом, в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные дополнительные требования к участникам закупки, не соответствующие законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе не правомерные требования к участникам закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В материалы рассматриваемого дела Заявителем не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства, что установленные Заказчиком не верные требования в аукционной документации влекут за собой ограничение количества участников закупки или нарушают законные права потенциальных участников аукциона.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Комиссий установлено, что до истечения сроков возможности внесения изменений в аукционную документацию запросов о даче разъяснений, как от потенциальных участников закупки, так и от Заявителя на положения аукционной документации не поступало.
Также Комиссией установлено, что Заявитель не являлся участником электронного аукциона.
Частью 1 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ установлено, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку заявитель предполагает, что утвержденная документация ущемляет его права и законные интересы, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе гласит, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
решила:
1) Признать жалобу ООО "Недра Сибири" (Республика Бурятия, г. Улан-Удэ) на действия Заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона для нужд Заказчика - Администрация муниципального образования Аксарковское (ИНН: 8908000539), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту улично-дорожной сети в с. Аксарка, с. Харсаим и п. Горнокнязевск, начальная (максимальная) цена контракта - 19 500 000,00 рублей(извещение N 0890300004817000427http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651)http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printFor m/view.html?printFormId=29963651, частично обоснованной.
2) Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3) Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4) Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии " "
Члены комиссии " "
" "
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 декабря 2017 г. N 04-01/531-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017