Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления;
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления,
При участии:
- представителя Уполномоченного органа;
- "_" представитель Заказчика по доверенности от 14.12.2017 г.;
Рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. (ИНН: 228903119987) (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО" (ИНН: 8901017526) (далее - Заказчик), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию (под ключ) по объекту: "Детский сад на 300 мест в микрорайоне N 3 г. Лабытнанги, в том числе проектно-изыскательские работы"", начальная (максимальная) цена контракта - 236 500 000,00 рублей (извещение N 0190200000317011068http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Предмет закупки - Выполнение строительно-монтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию (под ключ) по объекту: "Детский сад на 300 мест в микрорайоне N 3 г. Лабытнанги, в том числе проектно-изыскательские работы";
Дата и время начала подачи заявок 22.11.2017 11:32;
Дата и время окончания подачи заявок 11.12.2017 08:00;
Начальная (максимальная) цена контракта - 236 500 000 рублей 00 копеек;
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
Извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель считают, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
1. Заказчиком одновременно установлены требования к длине и ширине плитки, противоречащие друг другу.
2. Заказчиком установлены ГОСТы утратившие свои силы.
3. Требования заказчика не соответствует ГОСТу.
По заявленным в жалобе доводам Заказчиком представлены возражения.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
1. В Приложении 1.3.1 к потребности в таблице "Требования к основным товарам (материалам) применяемым при выполнении работ" в пункте "Керамогранитная плитка" указано: Длина и ширина, мм не более 1,5. Ширина, мм, должна быть 200-600. Длина, мм, должна быть 300-800
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил что требование "Длина и ширина, мм не более 1,5" указывает на предельное отклонение плиток от номинальных и соответствует требованиям ГОСТ 6787-2001.
Комиссия считает, что довод Заявителя необоснован.
2. В Приложении 1.3.1 к потребности в таблице "Требования к основным товарам (материалам) применяемым при выполнении работ" в пункте "Арматурная сетка" указано: ГОСТ 23279-85; в пункте "Дверные блоки" указано: ГОСТ 6629-88; в пункте "Противопожарные дверные блоки" указано: ГОСТ 31173-2003; в Приложении 1.3 к потребности в таблице "Требования к основным товарам (материалам) применяемым при выполнении работ" в пункте "Трубы стальные электросварные прямошовные" указано: ГОСТ 380-71.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
ГОСТ 23279-85 "Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 23279-2012 "Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия".
ГОСТ 6629-88 "Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий. Типы и конструкция" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 475-2016 Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия".
ГОСТ 31173-2003 "Блоки дверные стальные. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 31173-2016 "Блоки дверные стальные. Технические условия".
ГОСТ 380-71 отсутствует в базе данных РОССТАНДАРТа. С данным индексом действующим нормативным документом является ГОСТ 380-2005 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе содержится информация о том, что "Техническая документация (технические условия, технические свидетельства, ГОСТ, СНиП, стандарт организации и пр.) вне зависимости от наличия или отсутствия указаний на внесенные в нее изменения и дополнения должна приниматься к рассмотрению в действующей редакции (с внесенными корректировками, изменениями, дополнениями и др.)". Следовательно при заполнении заявки на участие в Аукционе участникам закупки необходимо представить описание товара в соответствии с положениями действующего ГОСТ.
Комиссия приходит к выводу, что установленная Заказчиком Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе в документации об Аукционе не позволяет участнику закупки надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе, поскольку установленные в Инструкции правила заполнения заявки на участие в Аукционе, а также требования к товарам, установленные в Техническом задании документации об Аукционе не позволяют надлежащим образом определить соответствие закупаемого товара потребностям Заказчика.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к материалам, используемым при выполнении работ, о соответствии утратившим силу ГОСТ, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении 1.3 к потребности в таблице "Требования к основным товарам (материалам) применяемым при выполнении работ" в пункте "Трубы стальные бесшовные" указано: ГОСТ 8732-78. Ду 273 мм, толщина стенки 4 мм
Согласно ГОСТ 8732-78 "Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент" трубы с наружным диаметром 273 мм производятся с толщиной стенки не менее 6,5 мм
На заседании Комиссии представители Заказчика согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении закупки допущена техническая ошибка.
Таким образом, требования к описанию участниками у показателей вышеуказанного товара в составе заявок позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат ГОСТ.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя обоснован.
В материалы рассматриваемого дела Заявителем не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства, что действия Заказчика влечет за собой ограничение количества участников закупки или нарушают законные права потенциальных участников аукциона.
Согласно п. 3.35. Административного регламента в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Комиссий установлено, что до истечения сроков возможности внесения изменений в аукционную документацию запросов о даче разъяснений, как от потенциальных участников закупки, так и от Заявителя на положения аукционной документации не поступало.
Также Комиссией установлено, что Заявитель не являлся участником электронного аукциона.
Частью 1 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ установлено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ установлено, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку заявитель предполагает, что утвержденная документация ущемляет его права и законные интересы, положение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе гласит, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Таким образом, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов Заявителя, а заявителем может быть только лицо, чьи права и законные интересы нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. (ИНН: 228903119987) на действия Заказчика ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций ЯНАО" (ИНН: 8901017526), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ и сдача объекта в эксплуатацию (под ключ) по объекту: "Детский сад на 300 мест в микрорайоне N 3 г. Лабытнанги, в том числе проектно-изыскательские работы"", начальная (максимальная) цена контракта - 236 500 000,00 рублей (извещение N 0190200000317011068http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651)http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printFor m/view.html?printFormId=29963651, частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 15.12.2017 N 04-01/532-2017 соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии "_"
Члены комиссии "_"
"_"
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 декабря 2017 г. N 04-01/532-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017