Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Элма" (далее также - ООО "Элма", заявитель): Васильев Г.В. (генеральный директор), Федоров Б.П. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения Хангаласского улуса" (далее также - ГКУ РС(Я) "ЦЗН Хангаласского улуса", заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя;
от аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган, аукционная комиссия): Игнатьева А.А., Гуляев Н.Н. (представители по доверенностям),
рассмотрев жалобу ООО "Элма" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку программно-аппаратного комплекса электронной очереди (извещение N 0116200007917010242), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Элма".
В ходе рассмотрения дела представителями заявителя приведены следующие доводы.
Аукционная комиссия неправомерно признала не соответствующей требованиям аукционной документации вторую часть заявки заявителя по тому основанию, что в реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствуют сведения о предлагаемом товаре. Между тем, предлагаемая к поставке система электронной очереди "МАКСИМА" имеет российское происхождение, сведения о котором имеются в реестре российского программного обеспечения.
В ходе рассмотрения дела представители аукционной комиссии пояснили, что по данной закупке был установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных на основании Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 года N 1236.
В своей заявке заявитель по позиции 1 указал операционную систему Windows 7, по позиции 4 - операционную систему Windows 10.
В едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных по классу программного обеспечения "Операционные системы" Windows 7, Windows 10 отсутствуют.
Также из письменных пояснений уполномоченного органа следует, что в пункте 1.2.2 описания объекта закупки установлены требования к программному обеспечению системы управления потоками посетителей, т.е. к программному обеспечению. Между тем, объект закупки - это поставка программно-аппаратного комплекса электронной очереди, т.е. в комплекс, в том числе, входит системный блок для информационного табло, терминал сенсорный напольный, система управления потоками посетителей и т.д.
Согласно пункту 2.3.4 описания функциональных характеристик системы электронной очереди "Максима" (размещено на официальном сайте ООО "Максима", ссылка на который имеется в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных), которое зарегистрировано в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, базовой программной платформой должна являться операционной системой MS Windows, следовательно, это является частью системы, которая внесена в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных именно в составе только этой системы, т.е. обоснования о соблюдении запрета, установленного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 года N 1236, не требуется.
Письменное пояснение от заказчика в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) не поступило.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 26.10.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 592 420,20 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущены 2 участника закупки;
6) в ходе проведения электронного аукциона поданы предложения о цене контракта от 2 участников закупки;
7) вторые части заявок всех участников закупки, подавших предложение о цене контракта, признаны не соответствующими требованиям аукционной документации.
Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0116200007917010242-3 от 22.11.2017 года вторая часть заявки участника закупки ООО "Элма" (номер заявки 1) признана не соответствующей требованиям аукционной документации по следующему основанию:
"Признать заявку несоответствующей на основании п.1 ч.6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в связи несоответствием указанных документов и информации требованиям, установленным документацией ЭА. (По постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236. Отсутствие предлагаемого товара в реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных)".
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Из вышеуказанных норм следует, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе в части их соответствия требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона предметом данной закупки является поставку программно-аппаратного комплекса электронной очереди.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее также - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 37 "Информация об условиях, запретах, ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии со статьей 14 Закона N44-ФЗ" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено следующее:
"Установлено в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014
Установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015
Установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 968 от 26.09.2016)".
Аналогичные положения содержат пункт 32 извещения о проведении электронного аукциона, размещенного в файле "doc", и извещение о проведении электронного аукциона, сформированное функционалом ЕИС.
Часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации устанавливает, в том числе следующее:
N п/п |
Наименование |
Описание и технические характеристики оборудования и материалов |
Кол-во |
1 |
Терминал сенсорный напольный |
ОС: наличие. |
1 |
4 |
Системный блок для информационного табло |
ОС наличие |
1 |
Постановлением N 1236 утверждены прилагаемые Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее также - Правила).
Согласно пункту 1 Правил настоящие Правила определяют порядок формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр), состав включаемых в него сведений, условия их включения в реестр и исключения из реестра, порядок предоставления таких сведений, порядок принятия решения о включении таких сведений в реестр и исключения сведений из реестра, а также критерии и порядок определения оператора, привлекаемого к формированию и ведению реестра.
Пунктом 3 Правил установлено, что формирование реестра осуществляется Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по формированию и ведению реестра (далее также - уполномоченный орган).
Формирование реестра осуществляется уполномоченным органом посредством принятия решений о включении сведений о программном обеспечении в реестр или об исключении сведений о программном обеспечении из реестра.
Ведение реестра осуществляется в электронной форме путем формирования, изменения и (или) исключения реестровых записей.
На официальном сайте оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://reestr.minsvyaz.ru опубликован единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Для объективного рассмотрения дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) был направлен запрос оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" о предоставлении документов, сведений, представленных в составе первых и вторых частей заявок участниками закупки.
Из сведений, представленных оператором электронной площадки, следует, что в первой части заявки участника закупки ООО "Элма" (номер заявки 1) указано, в том числе следующее:
N п/п |
Наименование |
Описание и технические характеристики оборудования и материалов |
1 |
Терминал сенсорный напольный "МАКСИМА", Российская Федерация |
ОС: Windows 7. |
4 |
Системный блок для информационного табло "INTEL NUC", Соединенные Штаты Америки |
ОС Windows 10 |
Между тем, в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствует информация о программном обеспечении "Windows", "Windows 7", "Windows 10".
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно признала вторую часть заявки заявителя не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией, поскольку заявителем предлагается к поставке товар (программное обеспечение) не российского происхождения, что не соответствует требованиям Постановления N 1236.
Жалоба заявителя подлежит признанию необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки выявлено следующее.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Также Постановлением N 1236 утвержден порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка настоящий Порядок определяет правила подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование), а также требования к содержанию такого обоснования.
В соответствии с пунктом 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 3 Порядка обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В соответствии с пунктом 5 Порядка обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 37 "Информация об условиях, запретах, ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии со статьей 14 Закона N44-ФЗ" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено следующее:
"Установлено в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2014
Установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1236 от 16.11.2015
Установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 968 от 26.09.2016)".
Аналогичные положения содержат пункт 32 извещения о проведении электронного аукциона, размещенного в файле "doc", и извещение о проведении электронного аукциона, сформированное функционалом ЕИС.
Часть 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации устанавливает, в том числе следующее:
"Полное наименование системы: Автоматизированная система управления потоками посетителей (далее АИС).
<_>
1.2. Требования к видам обеспечения
<_>
1.2.2. Требования к информационному обеспечению системы
<_>
Требования к программному обеспечению системы
При проектировании и разработке системы необходимо максимально эффективным образом использовать инструменты оптимизации программного кода.
Используемое при разработке программное обеспечение и библиотеки программных кодов должны иметь широкое распространение, быть общедоступными и использоваться в промышленных масштабах. Базовой программной платформой должна являться операционная система MS Windows".
Как установлено ранее в решении, из данного описания объекта закупки не следует, что операционная система MS Windows является только частью автоматизированной системы управления потоками посетителей.
Таким образом, из данного описания объекта закупки следует, что операционная система MS Windows является самостоятельным программным обеспечением.
Между тем, в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствует информация о программном обеспечении "Windows", "Windows 7", "Windows 10".
При этом обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск вышеуказанного программного обеспечения не размещено в ЕИС.
Заказчиком/уполномоченным органом нарушена часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Также Комиссия считает необходимым отметить, что на официальные запросы антимонопольного органа заказчиком не представлены сведения, пояснения относительно предмета закупки, что затрудняет проведение внеплановой проверки в части соблюдения требования статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Элма" необоснованной.
2. Признать заказчика Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения Хангаласского улуса"/уполномоченный орган Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушившими часть 3 статьи 14, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Государственному казенному учреждению Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения Хангаласского улуса"/уполномоченному органу Государственному комитету Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 декабря 2017 г. N 06-1332/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017