Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Актив-Тендер" (далее также - ООО "Актив-Тендер", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Технострой" (далее также - ООО "Технострой", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального бюджетного учреждения "Управление капитального строительства" муниципального района "Мегино-Кангаласский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - МБУ "Управление капитального строительства" МР "Мегино-Кангаласский улус" РС (Я), заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Администрации муниципального района "Мегино-Кангаласский район" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрации МР "Мегино-Кангаласский район" РС (Я), уполномоченный орган): Григорьев И.П. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобы ООО "Актив-Тендер", ООО "ТехноСтрой" на действия заказчика МБУ "Управление капитального строительства" МР "Мегино-Кангаласский улус" РС (Я), уполномоченного органа районной администрации муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку строительных материалов на объекте "Детский сад на 50 мест в с. Техтюр" (извещение N 0116300005017000124), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Актив-Тендер", ООО "ТехноСтрой" на действия заказчика МБУ "Управление капитального строительства" МР "Мегино-Кангаласский улус" РС (Я), уполномоченного органа районной администрации муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку строительных материалов на объекте "Детский сад на 50 мест в с. Техтюр" (извещение N 0116300005017000124).
Из текста жалобы ООО "Актив-Тендер" следует:
1. При описании объекта закупки заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно к товарам/материалам, используемым при выполнении работ, установлены излишние требования, показатели характеристик которых становятся известными после проведения испытаний определенной партии товара.
2. В извещении о проведении закупки не установлен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, а также обеспечения заявки.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из жалобы ООО "Технострой" следует:
1. В описании объекта закупки по позиции "Доски" не установлены единицы измерения показателей данного товара/материала, используемого при выполнении работ.
2. При описании объекта закупки заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно к товарам/материалам, используемым при выполнении работ, установлены излишние требования, показатели характеристик которых становятся известными после проведения испытаний определенной партии товара.
3. В проекте контракта не установлено надлежащее условие об ответственности сторон, за неисполнение, ненадлежащее исполнение условий контракта.
4. Проект контракта и аукционная документация содержат разночтения в части указания срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
5. В извещении о проведении закупки не установлен порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, а также обеспечения заявки.
6. Проект контракта и аукционная документация содержат разночтения в части наименования предмета контракта.
Просят признать жалобу обоснованной.
Представитель уполномоченного органа поддержал письменные пояснения, с доводами жалобы согласился в полном объеме.
Комиссия антимонопольного органа, заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.11.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе подано 8 заявок, к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
5) предложения о цене контракта подали 5 участников закупки, на момент рассмотрения жалобы итоги электронного аукциона не подведены;
6) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Актив-Тендер" обоснованной на основании следующего.
Первый довод жалобы ООО "Актив-Тендер", а также второй довод жалобы ООО "Технострой" подлежат признанию обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, описание объекта закупки должно содержать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся его технических и качественных характеристик, которые установлены в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены, в том числе следующие требования:
N п/п |
Наименование материалов, оборудования |
Требуемые технические характеристики |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
||||||||||||
1. |
Асбест хризотиловый |
Предел нагревостойкости - до 500 °С. Температура плавления 1500 °С. Показатель плотности - более 2,5 г/см3. Щелоческойкость - не менее 10,2 рН. Показатель прочности на разрыв - более 3000 МПа. |
||||||||||||
2. |
Битумы нефтяные строительные |
Пенетрация при 25°С, 0,1 мм 5-20 Растяжимость (дуктильность) при 25°С, см, не менее 1,0 Растворимость, %, не менее 99,50 Изменение массы после прогрева, %, не более 0,50 Температура вспышки, °С, не ниже 240 |
||||||||||||
3. |
Грунтовка ГФ-021 или эквивалент |
Время высыхания до степени 3 при температуре 20 оС, ч, не более ........... 12 Эластичность пленки при изгибе, мм, не более ............................................... 1 Прочность пленки при ударе, см, не менее .......................................................50 Твердость пленки, усл. ед. ..................................0,35 Адгезия пленки, баллы, не более ........................1 |
||||||||||||
4. |
Краска водоэмульсионная |
Вязкость при температуре 20 С от 30 Укрывистость высушенной пленки не менее 120 г/м Стойкость краски к воздействию воды не менее 12 Степень перетира не более 30 мкм Морозостойкость должна быть не менее 5 циклов Время высыхания до степени 3 1 час pH краски от 6,8 до 8,2 |
||||||||||||
5. |
Краски масляные |
Укрывистость на однослойные покрытие от 50 до 230 г/м? в зависимости от окрашиваемой Время высыхания нанесенного покрытия-24 ч. при t 20 |
||||||||||||
6. |
Лента ФУМ (из фторопластового уплотнительного материала) |
Прочность при разрыве МПа более 1,4; Относительное удлинение при разрыве (не менее) % 200 |
||||||||||||
7. |
Листы |
Коэффициент теплопроводности, Вт/м °С от 0,22 до 0,36 Коэффициент теплоусвоения, Вт/м °С не более 6,2 Предел прочности при изгибе, МПа не менее 5,3 Твердость по Бринеллю, МПа не менее 20 Влажность, % не более 1,5 Водопоглощение внешней поверхностью листов ГВЛВ, кг/м не более 1 за 1 ч Коэффициент паропроницаемости, Мг/м ч Па 0,12 |
||||||||||||
8. |
Прокладки из паронита |
|
||||||||||||
9. |
Трубы полипропиленовые |
- Плотность полипропилена - не менее 0.91 кг/см2. - Механическая прочность - не менее 35 Н/мм. - Морозоустойчивость - не менее -15°С. - Точка плавления полипропилена - от 160 до 170°С. - Точка размягчения - не менее 140°С. |
В соответствии с требованиями аукционной документации в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (часть 2 приложения 1 "Информационная карта" аукционной документации).
При этом, необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика в части излишней детализации описания объекта закупки, а именно подробного изложения требований к используемых при выполнении работ товарам, в том числе к веществам и компонентам, из которых они состоят, что ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с Решением Верховного суда Российской Федерации от 09.02.2017 года N АКПИ16-1287 суд поддержал позицию ФАС России (письмо N ИА/44536/16 от 01.07.2016 г.) о недопустимости требования от участников закупки чрезмерно детализированного описания товара, в том числе химического состава, компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, действия заказчика/уполномоченного органа, установившего излишние требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными в ходе испытаний, не соответствуют положениям пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы ООО "Актив-Тендер", а также пятый довод жалобы ООО "Технострой" подлежат признанию обоснованными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно материалам дела, извещение о проведении электронного аукциона на поставку строительных материалов на объекте "Детский сад на 50 мест в с. Техтюр" содержит, в том числе следующую информацию:
- Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок: "Обеспечение заявки".
- Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта: "Обеспечение контракта".
Таким образом, извещение N 0116300005017000124 о проведении закупки не содержит полную информацию о порядке предоставления участниками закупки обеспечения исполнения контракта, а также обеспечения заявки.
Уполномоченный орган признается нарушившим часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Актив-Тендер" признана обоснованной.
Комиссия считает жалобу ООО "Технострой" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод в части не установления в описании объекта закупки единиц измерения показателей товара/материала, используемого при выполнении работ, подлежит признанию необоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, определяющим общие правила описания объекта закупки, в том числе для проведения открытого конкурса, при составлении описания объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В своей жалобе ООО "Технострой" указывает, что заказчик в позиции "Доски обрезные хвойных пород" по показателям "Размеры досок" и "Предельные отклонения от номинальных размеров" не указаны единицы измерения.
Комиссией антимонопольного органа установлено, что в пункте 13 "Доски обрезные хвойных пород" части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации по позиции "Размеры досок" установлены единицы измерения "см", по позиции "Предельные отклонения от номинальных размеров" установлены единицы измерения "мм".
Таким образом, довод заявителя ООО "Технострой" не нашел своего подтверждения, в связи с чем признан необоснованным.
2. Второй довод жалобы ООО "Технострой" признан обоснованным, оценка довода дана стр. 2-4 настоящего решения.
3. Довод в части не установления в проекте контракта надлежащей ответственности сторон за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, предусмотрена ответственность в виде неустоек (штрафов, пеней), при этом размер указанных неустоек (штрафов, пеней) должен быть определен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что положения статьи 34 Закона о контрактной системе, определяющие обязательность включения не только условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, закрепление размера штрафа в виде фиксированной суммы, но и порядка его определения.
Материалами дела установлено, что в разделе 8 проекта контракта содержатся условия об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В указанном разделе установлен порядок определения размеров неустойки (штрафа, пени), подлежащих выплате поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств согласно контракту предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Постановление N 1063).
Представитель уполномоченного органа также пояснил, что ответственность сторон в рамках данного контракта определена в соответствии с Постановлением N 1063.
Между тем, Правительством Российской Федерации 30.08.2017 г. принято постановление N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее также - Постановление N 1042).
Указанное постановление вступило в силу 09.09.2017 г., учитывая, что извещение о проведении электронного аукциона с внесенными изменениями было опубликовано на официальном сайте ЕИС 28.11.2017 г., то в данном случае подлежат применению положения Постановления N 1042.
Таким образом, в нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлено надлежащее условие об ответственности сторон за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
4. Довод о наличии в проекте контракта и аукционной документации разночтений в части указания срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Из смысла указанных норм следует, что информация, указанная в извещении о проведении закупки, аукционной документации и проекте контракта, являющимся неотъемлемой частью указанной документации, не должна иметь разночтений.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должна содержать информацию, указанную в статье 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В извещении N 0116300005017000124 установлены следующие сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: август 2018 г.
В пункте 10 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлен срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг - 15 августа 2018 г.
Между тем, в пункте 1.6. проекта контракта подрядчик обязуется выполнить работы по контракту в полном объеме в срок с момента заключения контракта до "25" ноября 2017 г.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом, допустившим наличие разночтений информации, выразившейся в установлении в проекте контракта ненадлежащего срока поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, нарушены требования пункта 2 статьи 42, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Пятый довод жалобы ООО "Технострой" признан обоснованным, оценка довода дана стр. 4-5 настоящего решения.
6. Довод в части наличия разночтений информации, указанной в проекте контракта и аукционной документации в части указания наименования предмета контракта, подлежит признанию обоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из смысла указанных норм следует, что информация, указанная в извещении о проведении закупки, аукционной документации и проекте контракта, являющимся неотъемлемой частью указанной документации, не должна иметь разночтений.
Согласно извещению N 0116300005017000124 о проведении электронного аукциона предметом данной закупки является поставка строительных материалов на объекте "Детский сад на 50 мест в с. Техтюр", что также подтверждается пояснениями представителя уполномоченного органа.
Между тем, пунктом 1.1 проекта контракта установлено, что в сроки установленные настоящим контрактом подрядчик обязуется выполнить работы на общестроительные работы:"Детский сад на 35 мест в с.Томтор Мегино-Кангаласского улуса" (далее - работы и объект соответственно), в соответствии с проектно-сметной документацией, техническим заданием и согласованным графиком производства работ, и сдать их результаты в сроки, установленные контрактом, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.
Проанализировав положения проекта контракта, Комиссия антимонопольного органа установила, что проект контракта условия присущие договору поставки не содержит.
Также указанные условия в приложениях к проекту контракта, являющихся его неотъемлемой частью, не установлены.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что проект контракта, опубликованный на официальном сайте ЕИС в составе аукционной документации, условия, регулирующие отношения сторон при исполнении контракта на поставку товара, не содержит.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом нарушены требования части 1 статьи 34, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Технострой" признана частично обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 1 статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 21 Закона о контрактной системе порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг" в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг.
Подпунктом "и" пункта 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг установлено, что план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд) (далее - закупки) представляет собой единый документ, форма которого включает, в том числе следующие сведения: таблица, содержащая, в том числе следующую информацию с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящих требований: единица измерения объекта закупки и ее код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (в случае, если объект закупки может быть количественно измерен); количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги в соответствии с единицей измерения объекта закупки по коду Общероссийского классификатора единиц измерения (в случае, если объект закупки может быть количественно измерен). В случае если период осуществления закупки, включаемой в план-график закупок государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации либо в план-график закупок бюджетного, автономного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, государственного унитарного предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации, или муниципального унитарного предприятия, превышает срок, на который утверждается план-график закупок, в него включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги в плановые периоды за пределами текущего финансового года, а также количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги за пределами планового периода; планируемый срок окончания исполнения контракта (месяц, год).
В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Согласно сведениям с официального сайта единой информационной системы www.zakupki.gov.ru в плане-графике (год 2017, дата размещения 27.11.2017, версия 21) по позиции с номером 077 (извещение N 0116300005017000124, наименование объекта закупки "Поставка строительных материалов на объекте "Детский сад на 50 мест в с. Техтюр"", начальная (максимальная) цена контракта, тыс. рублей - 3 000 000,00 руб.) в разделе "Условия закупки" установлено следующее:
"Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) - май 2018 г.".
Осуществление закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций - не установлено".
Между тем, как установлено ранее, согласно извещению N 0816100000817000124 о проведении закупки установлен следующий срок оказания услуг, предусмотренных контрактом - с момента заключения контракта август 2018 г., а также установлено ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Согласно пояснениям представителя уполномоченного органа при формировании извещения о проведении закупки, аукционной документации допущены технические опечатки, согласно которым указан некорректный срок исполнения контракта, а также ошибочно установлено ограничение, предусмотренное частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, поскольку участвовать в данного электронного аукциона могут все участники закупки.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, о том, что, в нарушение требования части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе, заказчиком в единой информационной системе размещено извещение N 0116300005017000124 об осуществлении закупки, аукционная документация, содержащие информацию, не соответствующую информации, указанной в плане-графике (в редакции от 27.11.2017 года, действовавшей на момент размещения извещений о проведении вышеуказанной закупки).
2. Пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Из смысла указанных норм следует, заказчик правомочен устанавливать требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих их соответствие требованиям части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе только в том случае, если в рамках проводимой закупки установлено ограничение в соответствии указанной нормой Закона о контрактной системе.
Согласно извещению N 0116300005017000124 о проведении закупки участниками данного электронного аукциона в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В подразделе 2 части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлены требования к составу вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, в том числе: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларация принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N44-ФЗ".
Следовательно, участники закупки в составе второй части заявки обязаны представить декларацию о своем соответствии требованию, предусмотренному частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Между тем, как установлено ранее в рамках данной закупки ограничение в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации не установлено, что также подтверждается пояснениями представителя уполномоченного органа.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком/уполномоченным органом, неправомерно установившим требование к составу второй части заявки, согласно которому участники закупки обязаны были продекларировать свое соответствие установленному ограничению, нарушены требования части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Актив-Тендер" на действия заказчика МБУ "Управление капитального строительства" МР "Мегино-Кангаласский улус" РС (Я), уполномоченного органа районной администрации муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку строительных материалов на объекте "Детский сад на 50 мест в с. Техтюр" (извещение N 0116300005017000124) обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Технострой" на действия заказчика МБУ "Управление капитального строительства" МР "Мегино-Кангаласский улус" РС (Я), уполномоченного органа районной администрации муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на поставку строительных материалов на объекте "Детский сад на 50 мест в с. Техтюр" (извещение N 0116300005017000124) частично обоснованной, в части установления излишних требований к товарам/материалам, используемым при выполнении работ, в части не установления в проекте контракта надлежащей ответственности сторон за неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных контрактом, в части наличия разночтений в информации, указанной в проекте контракта, аукционной документации, извещении о проведении закупки (срок исполнения контракта, а также предмет закупки), в части размещения на официальном сайте ЕИС информации о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, обеспечения заявки.
3. Признать заказчика МБУ "Управление капитального строительства" МР "Мегино-Кангаласский улус" РС (Я), уполномоченный орган районную администрацию муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) нарушившими часть 3 статьи 7, часть 12 статьи 21, часть 1 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, части 4, 5, 8 статьи 34, пункт 2 статьи 42, часть 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64, части 1, 4 статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику МБУ "Управление капитального строительства" МР "Мегино-Кангаласский улус" РС (Я), уполномоченному органу районной администрации муниципального района "Мегино-Кангаласский улус" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Н.Н. Яцкова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 11 декабря 2017 г. N 06-1365/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.12.2017