Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
При участии представителей:
Заявителя: ООО "Башмедотходы"
- Шулындин Е.О. (по доверенности).
Заказчик: ГБУЗ РБ ИКБ N 4 города Уфа:
- Багауову И.Ф. (по доверенности);
УСТАНОВИЛА:
05.12.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Башмедотходы" (далее - заявитель) (вх. 16502) на действия заказчика в лице ГБУЗ РБ ИКБ N 4 города Уфа при осуществлении закупки N 0301300167017000343 "Оказание услуг по утилизации медицинских отходов (класса Б)".
По мнению Заявителя, при осуществлении закупки нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик ограничивает доступ к участию в закупке компании, специализирующихся на утилизации медицинских отходов сжиганием и другими способами, отличными от нагревания, а именно:
Пунктом 5 Технического задания документации об электронном аукционе (далее - ТЗ) и п.2.1.3 проекта контракта, установлено требование о наличии: у исполнителя оборудования, имеющего регистрационное удостоверение Росздравнадзора.
По мнению заявителя, указанное требование является избыточным, ограничивающим количество потенциальных участников закупки, поскольку в настоящее время отсутствуют нормативные требования по регистрации установок по утилизации медицинских отходов в Росздравнадзоре.
По мнению Заказчика оборудования по сжиганию отходов является медицинским оборудованием, следовательно, должно быть зарегистрировано в Росздравнадзоре, в обосновании своей позиции ссылается на постановление Правительства от 27 декабря 2012 г. N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий".
Требование п.9 ТЗ и п.2.1.1 проекта контракта установлено, что сбор и обеззараживание должно осуществляться на территории заказчика по адресу: г.Уфа, ул. Запотоцкого, 37. По мнению Заявителя, является избыточным, поскольку не соответствует нормативным документам в частности п.5.2 СанПиН 2.1.7.2790-10.
Заказчиком в ходе заседания Комиссии указывалось на то, что помимо отходов класса "Б" также требуется утилизировать отходы класса "В", кроме того представитель Заказчика пояснил, что отсортировать указанные отходы фактически невозможно, доказательств в подтверждение указанных доводов приведено не было.
Требование п.2.1.2 проекта контракта установлено, что "Исполнитель обязуется предоставить Заказчику копию удостоверения сотрудника Исполнителя, непосредственно занятого обезвреживанием биологических и медицинских отходов класса "Б", о повышении квалификации "Профессиональная подготовка на право работы с медицинскими отходами" заверенное печатью и подписью Исполнителя". Указанное требование, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям ст.33 Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация закупке N 0301300167017000343.
Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Исходя из анализа п.5 Технического задания документации об электронном аукционе (далее - ТЗ) и п.2.1.3 проекта контракта, установлено требование о наличии: у исполнителя оборудования, имеющего регистрационное удостоверение Росздравнадзора.
Заказчик в ходе заседания Комиссии утверждал, что в соответствии с постановлением Правительства N 1416 медицинские изделия, с помощью которых осуществляется обеззараживание отходов, следует относить к медицинским изделиям, мед изделия должны иметь регистрационные удостоверения Росздравнадзора.
СанПиНом 2.1.7.2790-10 установлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами (пункты 1.2., 1.3.).
В п.4.10 СанПиНа 2.1.7.2790-10 указано, что Отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.
Согласно 5.8. СанПиНа 2.1.7.2790-10, при любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В используют зарегистрированные в Российской Федерации дезинфекционные средства и оборудование в соответствии с инструкциями по их применению.
Указанное требование не устанавливает императивной обязанности регистрировать оборудование, которое будет использоваться участником закупки / победителем закупки, только в Росздравнадзоре.
Кроме того, данное требование относится к тем организациям, которые выберут в качестве утилизации отходов способ обеззараживания.
Как следует из п.5.9. СанПиНа 2.1.7.2790-10, термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод). Термическое уничтожение необеззараженных отходов класса Б может осуществляться централизованным способом, в том числе как отдельный участок мусоросжигательного завода.
То есть, к организациям, осуществляющим обезвреживание (уничтожение) медицинских отходов класса "Б" и "В" не предусмотрено регистрации его оборудования в регистрирующих органах. То есть, руководствуясь данными правилами СанПиН, участник закупки соглашается с офертой закупки об утилизации, однако способ утилизации отходов выбирает самостоятельно, поскольку это не противоречит нормам СанПиН.
На рассмотрении жалобы в управлении по существу представитель заказчика пояснил, что объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по обезвреживанию медицинских отходов класса Б(опасные отходы) и класса В (особо опасные отходы). В связи с чем, были установлены такие требования.
Однако указанные выводы не принимаются Комиссией Башкортостанского УФАС России, как не основанными на положениях документации, поскольку предметом закупки определена утилизация отходов класса "Б", в документации не упоминаются отходы класса "В".
Исходя из вышеуказанных норм Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами, утвержденными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 г. N 163, как было установлено выше, понятия обеззараживания и обезвреживания разграничиваются.
На основании вышеизложенного следует, что законодательством Российской Федерации не установлено, что участник закупки обязан осуществлять только обеззараживание медицинских отходов (подразумевающее, в том числе регистрацию оборудования соответствующим образом) или только обезвреживание медицинских отходов классов Б и В, выбор способа утилизации в СанПиН носит диспозитивный характер и фактически, указанный выбор осуществляется организацией являющейся исполнителем, следовательно, Заказчик не вправе ограничивать участника закупки обязательностью зарегистрированности используемого оборудования, в Росздравнадзоре.
Кроме того, как было установлено п.5.9. СанПиН 2.1.7.2790-10 Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод). Термическое уничтожение необеззараженных отходов класса Б может осуществляться централизованным способом, в том числе как отдельный участок мусоросжигательного завода.
То есть, нормативными документами в сфере утилизации медицинских отходов не имеется императивных требований по методу и способу утилизации мед отходов класса "Б", наоборот, указанные документы носят в указанной части также диспозитивный характер, а именно нормы СанПиН говорят о возможности выбора способа уничтожения отходов оно может быть как централизованным так и децентрализованным.
Статьей 8 Закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация, об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Требование п.п. 5, 9 Технического задания об оказании услуг только на территории Заказчика и обязательной регистрации оборудования в Росздравнадзоре противоречит требованиям СанПиН и нормам Закона о контрактной системе, более того, Заказчиком в п.5 ТЗ в описание объекта закупки (ст.33 44-ФЗ) установлено требование к участнику закупки (ст.31 44-ФЗ) в ТЗ, вместе с тем, описание объекта закупки и требования к участнику закупки являются самостоятельными понятиями и разграничиваются Законом о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя в указанной части являются обоснованными, с учетом положений СанПиНа 2.1.7.2790-10, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок пришла к выводу о том, что описание объекта закупки не соответствует требованиям п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а также влечет за собой ограничение количества потенциальных участников закупки (например, подателя жалобы, оказывающего услуги по утилизации/уничтожению медицинских отходов методом сжигания).
Кроме того, согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В нарушение указанных выше положений Закона о контрактной системе в документации, а именно в п.2.1.2 проекта контракта установлены следующие требования: "Исполнитель обязуется предоставить Заказчику копию удостоверения сотрудника Исполнителя, непосредственно занятого обезвреживанием биологических и медицинских отходов класса "Б", о повышении квалификации "Профессиональная подготовка на право работы с медицинскими отходами" заверенное печатью и подписью Исполнителя".
Возможность установления требований к участнику закупки указанных в п.2.1.2 проекта контракта не предусмотрена Законом о контрактной системе.
Следовательно, включение таких требований в проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации, является прямым нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе запрещающий включения таких требований в документацию.
Таким образом, доводы заявителя в указанной части являются обоснованными в действиях Заказчика содержится нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь требованиями ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Приказа Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу "Башмедотходы" на действия заказчика, в лице ГБУЗ РБ ИКБ N 4 города Уфа, при осуществлении закупки N 0301300167017000343 "Оказание услуг по утилизации медицинских отходов (класса Б)" обоснованной.
2. Признать Заказчика, в лице ГБУЗ РБ ИКБ N 4 города Уфа, нарушившим требования п.1 ч.1; ч.3 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику в лице ГБУЗ РБ ИКБ N 4 города Уфа предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления ФАС России по Республике Башкортостан для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
УПРАВЛЕНИЕ по Республике Башкортостан
ул. Пушкина, 95, г. Уфа, 450008 тел. (347) 273-34-05, факс (347) 272-58-82 e-mail: to02@fas.gov.ru
_______________ N ______________
На N от ______________
|
Заявитель: ООО "Башмедотходы" 453120, г. Стерлитамак, пр-т. Октября, 71, пом.1. Почтовый адрес: 450008, г.Уфа, ул. К. Маркса, 3, корп. Б, офис 01., bmo2011@mail.ru, e.shulyndin@barrister-ufa.ru.
Заказчик: ГБУЗ РБ ИКБ N 4 города Уфа Российская Федерация, 450015, Башкортостан Респ, Уфа г, ул. Запотоцкого, 37, 2501486@mail.ru, UFA.IKB4@doctorrb.ru.
АО "Единая электронная торговая площадка" 115114, Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, e-mail: info@roseltorg.ru. |
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N ГЗ-981/17
11 декабря 2017 г. г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
на основании своего Решения N ГЗ-981/17 от 11.12.2017 г. и на основании пункта 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, в лице ГБУЗ РБ ИКБ N 4 города Уфа, при осуществлении закупки и оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0301300167017000343 "Оказание услуг по утилизации медицинских отходов (класса Б)".
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения п.1 данного предписания, уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе об отмене указанных протоколов.
3. Заказчику в лице ГБУЗ РБ ИКБ N 4 города Уфа внести изменения в аукционную документацию в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения N ГЗ-981/17 от 11.12.2017 г.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения п.3 данного предписания.
5. Заказчику установить новую дату приема и окончания приема заявок, новую дату проведения аукциона; оператору электронной площадки установить время проведения аукциона, уведомить участников закупки о дате окончания приема заявок, о дате и времени проведения аукциона, о возможности отзыва поданных заявок и подачи вновь, с учетом внесенных изменений в документацию об аукционе.
6. Оператору электронной площадки и Заказчику, в лице ГБУЗ РБ ИКБ N 4 города Уфа после совершения действий указанных в п.1-5 настоящего предписания, продолжить процедуру определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения N ГЗ-981/17 от 12.12.2017 г.
Предписание исполнить в семидневный срок с момента его получения.
В пятидневный срок с момента исполнения предписания проинформировать об этом Башкортостанское УФАС России с приложением копий документов, подтверждающих факт исполнения.
Неисполнение настоящего предписания в установленный срок влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству.
Настоящее предписание может быть обжаловано в 3-месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 11 декабря 2017 г. N ГЗ-981/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017