Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Дюна"(далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области(далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области(далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет Орехово-Зуевского муниципального района Московской области в 2018 году (извещение N 0148200005417001196 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены Конкурсной комиссией, нарушившей порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, в части не принятия к рассмотрению информации указанной в заявке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено на Официальном сайте - 01.11.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 17 974 777,07 рублей;
3) дата и время окончания подачи заявок - 22.11.2017;
4) заявок на участие в Конкурсе от участников закупки подано - 3;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 22.11.2017;
6) участников закупки допущено к участию в Конкурсе - 2;
7) победителем Конкурса признано ООО "УДАЧА" с предложением о цене контракта 11724774.55 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части неправомерно присвоенного номера в протоколе рассмотрения и оценки заявок, а также протокол рассмотрения и оценки заявок на участие не содержит информации о предоставленных благодарственных письмах в составе заявки Заявителя.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что Заказчик установил в Конкурсной документации следующие критерии оценки: "2. НЕСТОИМОСТНЫЕ КРИТЕРИИ.
2.1 Критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - КВАЛИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ) (Rki)
Величина значимости критерия оценки: 30%
Коэффициент значимости критерия оценки: 0,3
2.1.1. Показатель: Деловая репутация участника закупки (КБДi)
Величина значимости показателя критерия оценки: 100 %
Коэффициент значимости показателя критерия оценки: 1,0
Оценке подлежит наличие положительных отзывов (в том числе благодарности, рекомендательные письма, грамоты, благодарственные письма, наград в сфере профессиональной деятельности) (далее - положительный отзыв), полученных в течение последних 3 (трех) лет в рамках успешного исполнения контрактов (договоров) сопоставимого характера.
Под успешным оказанием услуг понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта, договора без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
Под сопоставимым характером понимается:обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет.
Наличие необходимой деловой репутации подтверждается следующими документами:
Копия (копии) положительного(ых) отзыва(ов), содержащая информацию, подтверждающую получение данного положительного отзыва в рамках исполнения контракта (договора), предоставленного в подтверждение наличия положительного отзыва;
копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) сопоставимого характера;
копия (копии) акта(ов) сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающего(их) успешное исполнение контракта(ов), договора(ов) по оказанию услуг, по вышеуказанному контракту (контрактам), договору (договорам) сопоставимого характера.
Подтверждением наличия деловой репутации будет считаться только предоставление этих документов вместе (копия положительного отзыва + копия контракта (договора) + копия акта (актов) = наличие 1 положительного отзыва).
При оценке заявок по данному показателю учитывается не более одного положительного отзыва, полученного в рамках исполнения предоставленного контракта (договора).
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.
Если предоставленный положительный отзыв не содержит в себе информацию, подтверждающую получение данного положительного отзыва в рамках исполнения контракта (договора), предоставленного в подтверждение наличия положительного отзыва, то данный положительный отзыв не будет засчитан членами комиссии.
Для Заказчика лучшим предложением по критерию оценки является наибольшее значение критерия оценки.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБY), определяется по формуле в соответствии п. 23 Правил:
НЦБY = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ -1,0 - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Непредставление в составе заявки на участие в закупки таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения)".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе0148200005417001196 от 01.12.2017 NПРО1, данным заявки Заявителя ООО "Дюна" присвоен номер 2 в протоколе.
При этом, согласно итоговому рейтингу заявок по критериям оценки:
Наименование участника закупки |
Итоговый рейтинг заявки по критериям оценки (с учетом коэффициентов значимости критериев) |
Присвоенный порядковый номер |
ООО "УДАЧА" |
78,46 |
1 номер (победитель) |
ООО "Дюна" |
80,63 |
2 номер |
Таким образом, количество баллов, присвоенных ООО "Дюна" больше, чем количество баллов присвоенных ООО "УДАЧА".
Следовательно, Заявителю неправомерно присвоен 2 номер в итоговом рейтинге заявок, что противоречит Закону о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии согласился с доводом жалобы Заявителя и пояснил, что Заявителю в ходе технической ошибки присвоен порядковый номер 2.
Из довода жалобы Заявителя следует, что Конкурсная комиссия Заказчика не учла документы, которые представлены Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе, по показателю "Деловая репутация участника закупки"Критерия N 2 порядка оценки Конкурсной документации, а именно, копии благодарственных писем (21) шт. от Заказчиков раннее исполненных Заявителем контрактов.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем в составе заявки представлены копии 21 благодарственного письма, при этом по показателю "Деловая репутация участника закупки"Заявителю присвоено 0 баллов, так как даты, указанные в благодарственных письмах не соответствуют датам подписания контракта между сторонами.
На заседании Комиссии установлено, что даты, указанные в благодарственных письмах, соответствуют датам актов выполнения работ, что свидетельствует о выдаче благодарственных писем после успешного выполнения работ, а не на момент подписания контракта.
Следовательно, благодарственные письма, представленные в составе заявки Заявителя подлежат оценке в соответствии с Законом о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии согласились с доводами жалобы Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки:
"2. НЕСТОИМОСТНЫЕ КРИТЕРИИ.
2.1.1. Показатель: Деловая репутация участника закупки (КБДi)
Величина значимости показателя критерия оценки: 100 %
Коэффициент значимости показателя критерия оценки: 1,0
Оценке подлежит наличие положительных отзывов (в том числе благодарности, рекомендательные письма, грамоты, благодарственные письма, наград в сфере профессиональной деятельности) (далее - положительный отзыв), полученных в течение последних 3 (трех) лет в рамках успешного исполнения контрактов (договоров) сопоставимого характера.
Под успешным оказанием услуг понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций информацию об успешном выполнении работ по исполнению участником закупки контракта, договора без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
Под сопоставимым характером понимается: обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет.
Наличие необходимой деловой репутации подтверждается следующими документами:
Копия (копии) положительного(ых) отзыва(ов), содержащая информацию, подтверждающую получение данного положительного отзыва в рамках исполнения контракта (договора), предоставленного в подтверждение наличия положительного отзыва;
копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) сопоставимого характера;
копия (копии) акта(ов) сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающего(их) успешное исполнение контракта(ов), договора(ов) по оказанию услуг, по вышеуказанному контракту (контрактам), договору (договорам) сопоставимого характера.
Подтверждением наличия деловой репутации будет считаться только предоставление этих документов вместе (копия положительного отзыва + копия контракта (договора) + копия акта (актов) = наличие 1 положительного отзыва).
При оценке заявок по данному показателю учитывается не более одного положительного отзыва, полученного в рамках исполнения предоставленного контракта (договора).
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.
Если предоставленный положительный отзыв не содержит в себе информацию, подтверждающую получение данного положительного отзыва в рамках исполнения контракта (договора), предоставленного в подтверждение наличия положительного отзыва, то данный положительный отзыв не будет засчитан членами комиссии.
Для Заказчика лучшим предложением по критерию оценки является наибольшее значение критерия оценки.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБY), определяется по формуле в соответствии п. 23 Правил:
НЦБY = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ -1,0 - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Непредставление в составе заявки на участие в закупки таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в закупке.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения)".
При этом, понятие сопоставимости "Под сопоставимым характером понимается:обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет" по показателю "Деловая репутация участника закупки" установлено неправомерно и ограничивает число участников закупки, что противоречит Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии согласились с нарушением порядка оценки по критерию "деловая репутация участника закупки" и пояснили, что при рассмотрении заявок участников закупки, закупочная комиссия учитывала все положительные отзывы (в том числе благодарности, рекомендательные письма, грамоты, благодарственные письма, наград в сфере профессиональной деятельности) по ранее исполненным контрактам, таким как "обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей до трех лет", так и контракты на обеспечение питанием учреждений социальной сферы (школ, детских садов, больниц).
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком пунктов 4 и 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в части утверждения Конкурсной документации, не содержащей надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе и надлежащей инструкции по их заполнению.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дюна"обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушенияпунктов 4, 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 14.12.2017 N 07-24-23243/17 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 декабря 2017 г. N 07-24-23243/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2017