Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Строительная Компания Сарова Плюс" (далее - Заявитель) на действия 11 Центра заказчика-застройщика внутренних войск МВД России по Приволжскому региону (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Жилой квартал 6 микрорайона 21 строение 3, г. Саров. Нижегородская область (номер извещения 0832100002016000003) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе излишнее требование о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
2) установившего в документации об Аукционе противоречивые требования к материалам, используемым при выполнении работ;
3) не указавшего в ответе на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе предмет запроса.
Заказчик не согласился с доводами Заявителя и в своих возражениях от 12.04.2016 N 199 сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru - 25.03.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 273 077 640 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок - 11.04.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 18.04.2016;
5) дата проведения Аукциона - 21.04.2016.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлены требования к документам и информации, входящих в состав второй части заявки на участие в электронном аукционе: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований).
При этом согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, за исключением предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 11.2 документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать:
- копию свидетельства о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, а так же наличие в составе свидетельства на вид деятельности по пункту 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)";
- лицензию Федеральной службы безопасности Российской Федерации на проведение работ, связанных с использованием государственной тайны;
- лицензию Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
31.03.2016 Заказчиком размещены следующие разъяснения положений документации об Аукционе: "ввиду того, что работы будут проводится в ЗАТО г. Сарова, в связи с этим в процессе строительства и передачи объекта в эксплуатацию может возникнуть необходимость передачи документов, либо ознакомления с документами, носящими гриф "секретно" или "дсп".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не определены случаи, при которых необходима лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также не предоставлено сведений, подтверждающих необходимость осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ.
Следовательно, работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству. Таким образом, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в документации об Аукционе установил требования к участникам Аукциона о наличии лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну и лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в пункте 2 документации об Аукционе установлено краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, в том числе:
- Перегородки из гипсовых плит ПлГ-667*500*80 на растворе из гипсовых смесей;
- Наружный слой из силикатного рядового кирпича 250*120*88 М-125, F-35 на цементно-песчаном растворе марки не менее 75. Толщина облицовки не менее 120 и не более 250 мм.
Заказчиком в пункте 4 документации об Аукционе установлен перечень основных материалов и оборудования, в том числе:
- пункт 16 "Плиты гипсовые пазогребневые толщиной не менее 100 мм - Масса 1 гипсоплиты размером 667х500х100мм";
- пункт 59 "Кирпич силикатный желтый, Размер (мм): 250х120х65, Марка: М250 не менее, Морозостойкость: F50 не менее";
- пункт 60 "Кирпич силикатный коричневый, Размер (мм): 250х120х65, Марка: М250 не менее, Морозостойкость: F50 не менее".
- пункт 123 "Камни бортовые, Длина - 1000 мм не более, Ширина - 150 мм, Высота - 300 мм, Геометрический объем - 0,09 м3" (1х0,15х0,3=0,045м3).
- пункт 124 "Камни бортовые, Длина - 1000 мм, Ширина - 80 мм, Высота - 200 мм, Геометрический объем - 0,04 м3" (1х0,08х0,2=0,016 м3).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что пункты 16, 59, 60, 123, 124 перечня основных материалов и оборудования документации об Аукционе содержат противоречивые требования к материалам, используемым при выполнении работ, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе, не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчику направлен запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчик в ответе на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе не указал предмет запроса о даче разъяснений положений документации об Аукционе.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Аукциона.
4. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлена ответственность Заказчика за просрочку исполнения обязательств по контракту.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно Постановлению N 99 для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб., устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Заказчиком в пункте 19.9 документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству объектов за последние три года до даты подачи заявки на участие в Аукционе, стоимость которого должна составлять 80 процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия приходит к выводу, что требование к участникам Аукциона о наличии исполнения (с учетом правопреемства) контракта по строительству объектов за последние три года до даты подачи заявки на участие в Аукционе, стоимость которого должна составлять 80 процентов начальной (максимальной) цены контракта, нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения в пунктах 1, 5 настоящего решения содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В подпункте 2.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе предусмотрен аванс в размере 30% цены заключенного государственного контракта.
При этом подпунктом 2.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "При завершении работ в полном объеме при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок в соответствии с условиями, определенными в государственном контракте, Заказчик оплачивает принятые работы в сумме, не превышающей 95% от цены контракта. Окончательный расчет за выполненные работы в размере 5% от цены контракта производиться Заказчиком после окончания работ по устранению дефектов, выявленных при приемке эксплуатацией завершенного строительством объекта".
Положения подпунктов 2.5, 2.6 проекта государственного контракта не позволяют однозначно определить порядок оплаты работ, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения в пунктах 2, 4, 6 настоящего решения содержат признаки административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная Компания Сарова Плюс" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, частей 4, 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 11.04.2016 N КГОЗ-134/16, по данному решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, переданы на основании решений от 11.04.2016 N КГОЗ-134/16, от 12.04.2016 N КГОЗ-139/16 должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 апреля 2016 г. N КГОЗ-144/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2016