07.04.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании поступившей информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Иркутск - Листвянка" на участке км 12 - км 29 в Иркутском районе Иркутской области (I, II этапы) (номер извещения - 0134200000115003053) (далее - Аукцион), открытого конкурса на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Иркутск -Листвянка" на участке км 12 - км 29 в Иркутском районе Иркутской области (I, II этапы) (номер извещения - 0134200000115003814) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа.
Из поступившей информации следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом совершены следующие неправомерные действия:
1. В отношении участников закупки ООО "ЗБСМ МК-162", ООО "Мостоотряд-12" принято неправомерное решение об отказе в допуске к участию в Аукционе;
2. Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса.
Согласно письменным пояснениям Уполномоченного органа от 07.04.2016 б/н, Уполномоченный орган сообщил, что при проведении Аукциона, Конкурса действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 14.09.2015;
2) изменения извещения о проведении Аукциона N ИИ1, N ИИ2 размещены на Официальном сайте 29.09.2015, изменения Извещения о проведении Аукциона N ИИ3 размещены на Официальном сайте 13.10.2015;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 818 900 рублей;
4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 30.10.2015;
5) на участие в Аукционе поданы 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
7) извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИО1 размещено на Официальном сайте - 13.10.2015.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 16.11.2015;
2) изменения извещения о проведении Конкурса N ИИ1 размещены на Официальном сайте - 20.11.2015;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 818 900 рублей;
4) дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 07.12.2015;
5) на участие в Конкурсе поданы 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Конкурсе N допущены 2 участника закупки;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 15.12.2015;
8) минимальное предложение о цене контракта - 2 985 814 805 рублей;
9) победителем Конкурса признано ООО "ЗБСМ МК-162" с предложением о цене контракта 2 985 814 805 рублей;
10) Заказчиком 22.12.2015 заключен контракт N 06/264-15 с ООО "ЗБСМ МК-162" по цене контракта 2 985 814 805 рублей.
1. На заседании Комиссии установлено, что решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 05.10.2015 N К-1264/15 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе, выразившееся в не продлении срока подачи заявок на участие в Аукционе при внесении изменений в документацию об Аукционе.
Вместе с тем, нарушение в части неправомерного отказа в допуске к участию в Аукционе участников закупки ООО "ЗБСМ МК-162", ООО "Мостоотряд-12" не выявлено.
05.10.2015 Заказчику, Уполномоченному органу выдано обязательное для исполнения предписание по делу N К-1264/15 об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Предписание), в соответствии с которым предписано:
1. Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона;
2. Уполномоченному органу, Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 05.10.2015 по делу N К-1264/15 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию об указанных датах;
3. Уполномоченному органу, Заказчику, Аукционной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 05.10.2015 по делу N К-1264/15.
Срок исполнения предписания - 19.10.2015.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом Предписание не исполнено в части внесения изменений в документацию об Аукционе, устанавливающих надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнившего Предписание в установленный срок, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок устанавливает, что закупки работ строительных включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 с ценой контракта свыше 150 млн. рублей (для государственных нужд), свыше 50 млн. рублей (для муниципальных нужд) могут осуществляться путем проведения открытого конкурса или электронного аукциона с установлением дополнительных требований в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2015 N 668).
Законом о контрактной системе также устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утверждены Постановлением N 99.
В соответствии с пунктом 5 Приложения 2 к Постановлению N 99 в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей, у Заказчика имеются правовые основания для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Следовательно, выделение ценового критерия не служит единственным основанием для выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги "Иркутск -Листвянка" на участке км 12 - км 29 в Иркутском районе Иркутской области (I, II этапы). При этом Заказчиком, Уполномоченным органом в отношении объекта закупки установлен код ОКПД 45.23.11.120.
Как установлено Комиссией, объект закупки состоит из работ по строительству двух мостов, двух путепроводов, по реконструкции двух транспортных развязок, являющихся искусственными дорожными сооружениями, и иных автомобильных дорог.
При этом стоимость выполнения работ по строительству и реконструкции искусственных дорожных сооружений составляет около 17% от начальной (максимальной) цены контракта, остальную часть составляют иные работы.
Принимая во внимание тот факт, что в сформированный Заказчиком, Уполномоченным органом, объект закупки, входят работы по строительству и реконструкции искусственных дорожных сооружений, а также осуществление работ строительных, включенных в код 45 ОКПД, Комиссия приходит к выводу о том, что осуществление рассматриваемой закупки путем проведения открытого конкурса не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукциона нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Аукциона отменено по решению Заказчика, по результатам проведения Конкурса Заказчиком заключен контракт, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 07.04.2016 N П-60/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в части неисполнения Заказчиком, Уполномоченным органом предписания по делу от 05.10.2015 N К-1264/15, а также в части неправомерного выбора Заказчиком, Уполномоченным органом способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении Конкурса.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2016 г. N П-60/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2016