12.04.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании поступившей информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Войсковой части 3472 (далее - Заказчик) при проведении:
- открытого аукциона в электронной форме на капитальный ремонт помещений объекта войсковой части 3472, расположенного по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Софрино, ул. Железнодорожная, д. 77 (номер извещения - 0348100054413000036) (далее - Аукцион N 1);
- электронного аукциона на текущий ремонт подвала казармы (номер извещения - 0348100054414000063) (далее - Аукцион N 2) (далее - Аукционы);
и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила информация о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Аукционов.
Из поступившей информации следует, что Заказчиком совершены следующие неправомерные действия:
1. В документации об Аукционе N 1 отсутствует локальный сметный расчет.
2. В документации об Аукционе N 1 Заказчиком не установлены требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) материальных средств, отраженным в обосновании начальной (максимальной) цены контракта по цене поставщика, к их размерам, упаковке, отгрузке, показатели, связанные с определением соответствия поставленного товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
3. Между участниками Аукциона N 2 ООО "Гарант Строй", ООО "Строительные технологии", ООО "Строй Индустрия", ООО "Гранд Маркет" имеются признаки конфликта интересов.
Представители Заказчика сообщили, что Заказчик при проведении Аукционов действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1, документацией об Аукционе N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 1 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 28.06.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 997 870 рублей;
3) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе N 1 - 09.07.2013;
4) на участие в Аукционе N 1 подана 1 заявка от участника закупки;
5) победителем Аукциона N 1 признано ООО "Строительная компания "Аденис" с предложением о цене контракта 2 997 870 рублей;
6) Заказчиком 24.07.2013 заключен контракт N 0348100054413000036-0013168-01 с ООО "Строительная компания "Аденис" по цене контракта 2 997 870 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 2, документацией об Аукционе N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 2 размещено на Официальном сайте - 28.06.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 17 181 118,07 рублей;
3) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе N 2 - 29.07.2014;
4) на участие в Аукционе N 2 подана 1 заявка от участника закупки;
5) победителем Аукциона N 2 признано ООО "Гарант Строй" с предложением о цене контракта 17 181 118,07 рублей;
6) Заказчиком 11.09.2014 заключен контракт N 0348100054414000063-0013168-03 с ООО "Гарант Строй" по цене контракта 17 181 118,07 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона N 1 осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
1. В соответствии с пунктом 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении Заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов заказчик вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Если заказчик, уполномоченный орган осуществляет свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта, соответствующие расчеты должны быть приведены в полном объеме в документации о торгах.
На основании вышеизложенного, достаточным условием исполнения требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов, вне зависимости от предмета размещения заказа и способов получения информация для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, является указание в документации о торгах, извещении о запросе котировок совокупности полученной заказчиком, уполномоченным органом информации в виде таблиц, схем, текста и т.п. При этом Законом о размещении заказов не ограничена публикация в составе документации о торгах, извещении о проведении запроса котировок иных подтверждающих обоснованность начальной (максимальной) цены контракта документов.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 5 Информационной карты документации об Аукционе N 1 обоснованием начальной (максимальной) цены контракта является локальный сметный расчет, составленный на основании действующих Федеральных единичных расценок.
При этом документация об Аукционе N 1 содержит раздел "Локальная смета N 3 (локальный сметный расчет)".
Таким образом, довод о том, что в документации об Аукционе N 1 отсутствует локальный сметный расчет, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
Согласно части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, довод о том, что в документации об Аукционе N 1 Заказчиком не установлены требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) материальных средств, отраженным в обосновании начальной (максимальной) цены контракта по цене поставщика, к их размерам, упаковке, отгрузке, показатели, связанные с определением соответствия поставленного товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика, Комиссией не рассматривается.
3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей статьи 31 Закона о контрактной системе понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий круг лиц и случаев, образующих признаки конфликта интересов, а именно: состояние в браке или родстве руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего с физическими лицами, указанными в пункте 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации, признаки конфликта интересов имеются между участниками Аукциона N 2 ООО "Гарант Строй", ООО "Строительные технологии", ООО "Строй Индустрия", ООО "Гранд Маркет".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что на участие в Аукционе N 2 подана только 1 заявка от участника закупки ООО "Гарант Строй".
При этом в поступившей информации отсутствуют сведения, подтверждающие наличие конфликта интересов между Заказчиком и ООО "Гарант Строй".
Таким образом, довод о том, что между участниками Аукциона N 2 ООО "Гарант Строй", ООО "Строительные технологии", ООО "Строй Индустрия", ООО "Гранд Маркет" имеются признаки конфликта интересов в понимании Закона о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.
4. Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 3.2.2.2 раздела "Подготовка заявки на участие в аукционе" документации об Аукционе N 1 первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Пунктом 3.2.2.3 раздела "Подготовка заявки на участие в аукционе" документации об Аукционе N 1 установлено, что при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 3.2.2.2 настоящей документации, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 3.2.2.2. настоящей документации, указание на товарный знак предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе, при условии содержания в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак;
б) согласие предусмотренное пунктом 3.2.2.2 настоящей документации, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара.
Согласно пункту 16 Информационной карты документации об Аукционе N 1 первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак.
При этом указанная инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе N 1 не содержит сведений о том, по каким позициям Технического задания документации об Аукционе N 1 участникам размещения заказа при составлении первой части заявки на участие в Аукционе N 1 необходимо указать конкретные значения показателей товара, а по каким диапазонные.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе N 1 установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе N 1, что не позволяет участникам размещения заказа сформировать заявки на участие в Аукционе N 1 надлежащим образом.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Разделом 6 "Подготовка заявки на участие в аукционе" документации об Аукционе N 2 установлено следующее: "6.2.2. Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
2) согласие участника закупки на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
6.2.2.6. В случае применения участником в заявке на участие в аукционе условных обозначений или сокращений, не установленных документацией об аукционе, должна быть приведена их полная расшифровка. Сведения, которые содержатся в заявке, не должны допускать двусмысленных толкований.
6.2.4. Указание в заявке диапазонных значений, нескольких наименований одного вида продукции, наличие слов "должен", "не менее", "не более", "или эквивалент", а так же не указание конкретного номера НТД (ГОСТ, ОСТ, ТУ производителя) является не конкретным предложением и является основанием для принятия решения об отказе в допуске к участию в Аукционе такого участника закупки. В случае если конкретные значения товара установить невозможно и в случае, когда конкретные значения могут быть выражены только в диапазоне, участник размещения заказа должен сделать ссылку на НТД, (ГОСТ, ОСТ, ТУ производителя)".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе N 2 не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку указанная инструкция не позволяет определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках.
Кроме того, в документации об Аукционе N 2 Заказчиком установлено требование об указании конкретного номера НТД (ГОСТ, ОСТ, ТУ производителя) при заполнении первой части заявки.
Вместе с тем, документация об Аукционе N 2 не содержит положений, устанавливающих требование о соответствии выполняемых работ, товаров, необходимых для выполнения работ, конкретным ГОСТ, ОСТ, ТУ.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе N 2 надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с частью 4 стать 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно разъяснениям положений документации об Аукционе N 2 от 14.07.2014 N РД1 поступил запрос следующего содержания: "просим Вас указать, нужно ли в первой части заявки, помимо согласия, указывать конкретные показатели товаров (материалов), используемые при выполнении работ или нет? Если нужно, то укажите, в каком файле установлены требования к товарам (материалам)?"
14.07.2014 Заказчиком на вышеуказанный запрос размещены следующие разъяснения положений документации об Аукционе N 2: "при подаче первых частей заявок необходимо указывать конкретные показатели товаров (материалов), при этом требования товару (материалу) выставляются в соответствии с нормативами, указанными в ГОСТ, на каждый отдельный товар (материал)".
Согласно подпункту "б" пункта 6.2.2 раздела 6 "Подготовка заявки на участие в аукционе" документации об Аукционе N 2 первая часть заявки на участие в Аукционе N 2 в том числе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе N 2 не содержит положений, устанавливающих требование о соответствии товаров, необходимых для выполнения работ, конкретному ГОСТ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что разъяснения положений документации об Аукционе N 2, размещенные Заказчиком на Официальном сайте, изменяют суть документации об Аукционе N 2, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
7. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пунктов 4, 5 Правил, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил.
Пунктами 7.2-7.4 проекта контракта документации об Аукционе N 2 установлено: "7.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Такая неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, начиная со дня следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательств. Размер такой неустойки (штрафа, пени) устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пени) ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы невыполненных обязательств. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.
7.3. В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Такая неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, начиная со дня следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательств. Размер такой неустойки (штрафа, пени) устанавливается в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пени) ставки рефинансирования Центрального банка РФ от суммы Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком и определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063. Поставщик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.
7.4. При ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств предусмотренных Контрактом, в том числе гарантийного обязательства Заказчик вправе потребовать уплату штрафа. Размер штрафа составляет 5 % цены контракта".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе N 2 не установлены надлежащим образом размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, а также формула расчета пени за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика при проведении Аукциона N 1 нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. Признать в действиях Заказчика при проведении Аукциона N 2 нарушения частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Аукционов заключены контракты, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2016 г. N П-65/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2016