Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Ольта Сервис-центр" (далее - Заявитель) на действия Верховного суда Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей (номер извещения 0173100011116000049) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку указанная инструкция не позволяет определить в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя), а также установлены требования относительно скорости распространения пламени по поверхности ветоши.
2. В документации об Аукционе установлены требования к показателям физико-химических характеристик моторных масел, что может привести к ограничению количества участников закупки.
3. Документация об Аукционе содержит перечень товаров, не относящихся к предмету закупки, а также наименования товаров, состоящих из цифр, также в документации об Аукционе отсутствует стоимость каждой запасной части, расходного материала.
4. В документации об Аукционе установлено излишнее требование к участнику закупки о предоставлении сведений по каталожным номерам запасных частей.
5. В документации об Аукционе установлено излишнее требование к участнику закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе аттестата аккредитации оператора технического осмотра транспортных средств.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - единая информационная система) - 31.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 20 000 000 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 10.05.2016.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Изучив редакцию документации об Аукционе, опубликованную в единой информационной системе 06.04.2016, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция установлена ненадлежащим образом.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в документацию об Аукционе внесены изменения от 14.04.2016 N ИИ10, согласно которым документация об Аукционе содержит, в том числе, следующие положения раздела 11 "инструкция по заполнению заявок на участие в аукционе":
"11.6. При заполнении сведений о поставляемом товаре, подаваемых в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе, должны отсутствовать слова "эквивалент", "аналог". Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать в том числе следующие слова (с учетом всех форм слов): "не более", "не менее", "может", "менее", "более", "должен", "должен быть", "превышает", "не превышает" и т.п., то есть должны быть указаны конкретные значения показателей, за исключением случаев, когда диапазон. Является конкретным показателем. В случае указания диапазона "от" и "до", то цифровой диапазон должен попадать в значение "от" плюс одна условная единица и "до" минус одна условная единица.
11.7. Участники закупки в первых частях заявок предоставляют информацию по позициям, которые имеют максимальные и минимальные значения показателей (диапазон) в соответствии с п.11.6 настоящей инструкции. По остальным позициям, в которых отсутствует максимальные и минимальные значения показателей (диапазон), достаточно выразить свое согласие".
Согласно доводу Заявителя, при описании объекта закупки установлены требования относительно скорости распространения пламени по поверхности ветоши.
Согласно пункту 13 технического задания документации об Аукционе "При техническом обслуживании и ремонте, используемая ветошь, которая должна соответствовать следующим техническим требованиям, иметь размер 40 - 80 х 40 - 85 см. В ней должны отсутствовать пуговицы, молнии. Данная ветошь применяется для обтирки узлов и агрегатов. Должна впитывать масла, воду, горюче-смазочные материалы. Массовая доля пыли < 5%. Содержание хлопчатобумажной ткани должно быть 100 %. Данная ветошь должна быть быстро или медленно распространяющая пламя по поверхности".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в документацию об Аукционе внесены изменения 06.04.2016, согласно которым требования относительно скорости распространения пламени по поверхности ветоши отсутствуют.
Вышеуказанные положения документации об Аукционе устанавливают непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требования по описанию химического состава и результатов испытаний указанного товара, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на момент рассмотрения жалобы Заявителя устранено Заказчиком.
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлены требования к показателям физико-химических характеристик моторных масел, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно файлу "Таблица масел", опубликованному в единой информационной системе, к моторным маслам установлены типичные физико-химические характеристики, единицы измерения, типичные свойства.
На заседании Комиссии представителями Заказчика представлены сведения, подтверждающие, что моторные масла с указанными характеристиками выпускаются несколькими производителями.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что требования к моторным маслам могут привести к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, документация об Аукционе содержит перечень товаров, не относящихся к предмету закупки, а также наименования товаров, состоящих из цифр.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В составе документации об Аукционе опубликован файл "Запчасти для участников", согласно которому, в том числе, в графе "наименования товаров" установлены товары, например, "футболка синяя NX M", "толстовка красная Lexus NX S", "зонт серый автомат коллекция Т6", а также в указанной графе указаны цифры, в связи с чем не представляется возможным определить наименование товара.
Объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей.
Комиссия приходит к выводу, что в составе документации об Аукционе имеются товары, не связанные с предметом закупки и исполнением государственного контракта, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, как указано в жалобе Заявителя в документации об Аукционе отсутствует стоимость каждой запасной части, расходного материала, что является нарушением Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что в составе документации об Аукционе имеется файл "Запчасти с ценой2", в котором представлены следующие графы "каталожный номер", "наименования товаров", "средняя цена", в связи с чем указанное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлено излишнее требование к участнику закупки о предоставлении сведений по каталожным номерам запасных частей.
Согласно разделу 1.3. "рекомендуемые образцы форм документов для заполнения участниками закупки" документации об Аукционе в первой части заявки на участие в Аукционе участник должен указать конкретные (точные) размеры и характеристики товара, соответствующие значениям, установленным в Техническом задании за исключением случаев, когда диапазон, является конкретным показателем, товарный знак (при его наличии), страну происхождения, а также указать каталожные номера запасных частей, указанных в приложении к Техническому заданию.
Указанные требования к составу заявки участника закупки не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, при этом, Комиссия, изучив документацию об Аукционе, приходит к выводу, что в данный раздел внесены изменения, согласно которым указанное требование отсутствует.
5. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлено излишнее требование к участнику закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе аттестата аккредитации оператора технического осмотра транспортных средств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 12 Технического задания документации об Аукционе к участнику закупки установлено требование "о наличии аттестата аккредитации оператора технического осмотра транспортных средств, выданный Российским союзом автостраховщиков (или иным уполномоченным органом, аккредитованным в соответствии с Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), что не соответствует требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в документацию об Аукционе внесены изменения 06.04.2016, согласно которым указанные требования к участникам закупки отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ольта Сервис-центр" обоснованной в части установления неправомерных требований к участникам закупки, установления ненадлежащей инструкции, установления перечня товаров, необходимого при оказании услуги, не связанного с исполнением государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 апреля 2016 г. N К-597/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2016