07.04.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
на основании запроса (далее - Запрос) о проведении контрольных мероприятий на предмет нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в отношении Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по реализации высвобождаемого движимого военного имущества (номер извещения 0173100004814000226) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверкив соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступил Запрос о проведении контрольных мероприятий на предмет нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Конкурса.
Из Запроса следует, что Заказчиком по результатам проведения Конкурса неправомерно заключен контракт с ООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость".
Представители Заказчика не согласились с указанным доводом и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части определения победителяКомиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система) - 04.12.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 15 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано5 заявок от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено5 участников закупки;
5) дата вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе - 29.12.2014;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 16.01.2015;
7) победителем Конкурса признано ООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость" с минимальным предложением о цене контракта 0,00000001%;
8) Заказчиком 03.02.2015 заключен контракт N Ф15-60 с ООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость".
1. В соответствии с частью 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Пунктом 15 Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
"Сумма величин значимостей используемых критериев составляет - 100%.
- размер ставки (%), значимость критерия - 60%;
- квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта - значимость критерия - 40%.
Для оценки заявок по каждому критерию используется 100-бальная шкала оценки.
Количество баллов, присуждаемых по критерию "размер ставки (%)" определяется по формуле: ЦБi= Цmin Х 100,
Цi
гдеЦi - предложение участника открытого конкурса, заявка которого оценивается;
Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками открытого конкурса.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта определяется по формуле:
НЦБi = КЗх100х(Кi/Кmax),
где КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ=1, т.к. используется один показатель),
Кi - предложение участника открытого конкурса, заявка которого оценивается;
К max - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками открытого конкурса.
Опыт работы, связанный с предметом контракта (опыт оказания услуг по реализации государственного и муниципального имущества) определяется на основании приложенных к конкурсной заявке копий государственных контрактов.
Опыт оказания услуг по реализации государственного и муниципального имущества исчисляется путем сложения продолжительности действия оформленных государственных контрактов и выражается в количестве полных месяцев.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Победителем признается участник открытого конкурса, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 16.01.2015 NПРО1 (далее - Протокол рассмотрения и оценки заявок) в соответствии с установленным в Конкурсной документации порядком оценки первое место присвоено ООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость", заявке которого по критерию "Размер ставки" присвоено максимальное количество баллов - 60, в связи с тем, что участником сделано минимальным предложение о цене контракта 0,00000001%. Второе место согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок присвоено ООО "Форсаж" в связи с тем, что участнику по критерию "Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта" присвоено максимальное количество баллов - 40.
При этом на заседании Комиссии установлено, что 02.02.2015 Комиссией ФАС России рассмотрена жалоба ООО "СМУ-1" на действия Заказчика при проведении Конкурса, выразившаяся в нарушении Заказчиком порядка определения цены контракта и, в связи с чем, неправомерно определившего победителя Конкурса.
По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок принято решение по делу от 02.02.2015 N К-75/15 о признании жалобы ООО "СМУ-1" необоснованной.
Как следует из решения по делу от 02.02.2015 N К-75/15, предметом закупки являются услуги по реализации высвобождаемого движимого военного имущества.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" (далее - Постановление) определено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в следующих случаях:
- заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования;
- заключение контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;
- заключение контракта на предоставление услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества.
На основании пункта 1 проекта государственного контракта Конкурсной документации: "Исполнитель за вознаграждение обязуется по поручению Заказчика от своего имени и за счет Заказчика осуществлять реализацию на аукционе высвобождаемого движимого военного имущества ФСО России (далее - имущество) в 2015 году. Имущество реализуется без его фактической передачи Заказчиком Исполнителю".
Следовательно, предметом контракта является предоставление агентских услуг Заказчику, и в соответствии с Постановлением в Конкурсной документации указываются формула цены и максимальное значение цены контракта.
Согласно пункту 2 "Наименование и описание объекта закупки и условий контракта, источник финансирования оказываемых услуг" Конкурсной документации, "средний размер вознаграждения за оказанные услуги по реализации движимого военного имущества составляет 10% от стоимости реализованного имущества".
Кроме того, Конкурсная документация содержит формулу цены для определения вознаграждения за оказанные услуги:
"Х = Y х __%, где
Х - вознаграждение за оказанные услуги, руб.
Y - стоимость реализованного имущества, руб.,
___% - размер ставки.
Вознаграждение включает в себя все затраты Исполнителя, включая его налоги, сборы, расходы по определению рыночной стоимости имущества, организации проведения аукционов.
Максимальный размер ставки, устанавливаемый заказчиком - 10%.
От реализации движимого военного имущества по государственному контракту планируется получить денежные средства в объеме (количество работ, услуг) 150 000 000 руб.
С учетом максимального размера ставки, устанавливаемой заказчиком, максимальное значение цены (начальная (максимальная) цена) контракта составляет 15 000 000 руб".
Таким образом победителем Конкурса признан ООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость", которое предложило лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в Конкурсной документации, а именно наименьшей цены контракта.
Вместе с тем, в полномочия Комиссии не входит проверка достоверности предложенной участником закупки цены контракта.
Как установлено Комиссией, на основании Протокола рассмотрения и оценки заявок Заказчиком направлен участнику закупки проект контракта. После предоставления ООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость" платежного поручения от 24.01.2015 N 145 в качестве обеспечения исполнения контракта в размере 750 000 рублей, Заказчиком заключен контракт с победителем закупки.
2. Из Запроса следует, что в уставных документах ООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость" отсутствует право Общества на оказание услуг, связанных с предметом закупки.
Изучив заявкуООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость", представленную представителями Заказчика на заседание Комиссии, Комиссией установлено, что согласно пункту 3.1УставаООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость", утвержденного Протоколом от 15.10.2009 N 4, "целью создания Общества является получение прибыли и насыщение рынка товарами и услугами. Основными видами (предметом) деятельности Общества является, в том числе, продажа высвобождаемого военного имущества".
3. Также согласно Запросу Заказчиком осуществлено определение победителяООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость" с нарушением требований Закона о контрактной системе, а также между Заказчиком и руководителем ООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость" Феденевым А.А. имеются признаки аффилированности.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющийсостоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей статьи 31 Закона о контрактной системе понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, декларации о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в рамках Закона о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика устанавливать в документации о закупке требование об отсутствии конфликта интересов между участником закупки и заказчиком, обязанность участника закупки декларировать отсутствие конфликта интересов.
Изучив документы, представленные представителями Заказчика, Комиссией установлено, что заявка ООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость" на участие в Конкурсе содержит декларацию, предусмотренную пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определен узкий круг лиц, образующих признаки конфликта интересов, а именно руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий.
4.Пунктом 6 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что единая информационная система должна содержать, в том числе, реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В результате осуществления внеплановой проверки в части заключения контракта с ООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость", Комиссией установлено следующее.
Заказчиком 11.08.2015 заключено дополнительное соглашение N Ф15-60/1 к государственному контракту от 03.02.2015 N Ф15-60 с ООО "Алтайский региональный центр правовой помощи "Справедливость".
Вместе с тем, согласно сведениям из Единой информационной системы, а также пояснениям представителей Заказчиков, дополнительное соглашение от 11.08.2015 N Ф15-60/1 не размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в Единой информационной системеинформацию об изменении контракта, нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Конкурса заключен контракт, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передатьматериалы по делу от 07.04.2016 N П-61/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 апреля 2016 г. N П-61/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2016