12.04.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Рощина В.К. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сбору и обработке информации о выданных уполномоченными Минкультуры экспертами по культурным ценностям подтверждениях об отнесении ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами предметов к культурным ценностям (номер извещения 0173100007716000021) (далее - Конкурс), электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению взаимодействия граждан, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию культурных ценностей, с экспертами, уполномоченными Минкультуры России (номер извещения 0173100007714002013) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Конкурса, Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Извещения о проведении Конкурса, Аукциона размещены Заказчиком с нарушением регламентированных сроков.
2. В период с 01.01.2016 по 08.03.2016 ЗАО "Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М.Третьякова" оказывались услуги по сбору и обработке информации о выданных уполномоченными Минкультуры экспертами по культурным ценностям подтверждениях об отнесении ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами предметов к культурным ценностям Заказчику, при этом для определения ЗАО "Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М.Третьякова" исполнителем Заказчиком не использовались конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса, Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 28.01.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
5) победителем Конкурса признано ООО "Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М.Третьякова" с предложением о цене контракта 985 000 рублей.
6) Заказчиком 09.03.2016 заключен контракт N 594-01-41/05-16 с ООО "НИНЭ ИМ. П.М.ТРЕТЬЯКОВА" по цене 985 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 30.12.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 710 442 рубля;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 19.01.2015;
6) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона;
7) минимальное предложение о цене контракта - 8 623 337,58 рублей;
8) победителем Аукциона признано ЗАО "Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М.Третьякова" с предложением о цене контракта 8 623 337,58 рублей;
9) Заказчиком 03.02.2015 заключен контракт N 275-01-41/05-15 с ЗАО "Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М.Третьякова" по цене 8 623 337,58 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Согласно сведениям с Официального сайта извещений о проведении Конкурса размещено Заказчиком - 28.01.2016.
При этом дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.02.2016 в 10:00.
Таким образом, Заказчиком соблюден срок размещения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно сведениям с Официального сайта извещений о проведении Аукциона размещено Заказчиком - 30.12.2014.
При этом дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.01.2015 в 10:00.
Таким образом, Заказчиком соблюден срок размещения извещения о проведении Аукциона.
При этом материалы проверки не содержат доказательств, подверждающих, что извещения о проведении Конкурса, Аукциона размещены Заказчиком с нарушением регламентированных сроков.
В связи с изложенным, довод Заявителя о том, что извещения о проведении Конкурса, Аукциона размещены Заказчиком с нарушением регламентированных сроков, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в период с 01.01.2016 по 08.03.2016 ЗАО "Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М.Третьякова" не оказывались услуги по сбору и обработке информации о выданных уполномоченными Минкультуры экспертами по культурным ценностям подтверждениях об отнесении ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами предметов к культурным ценностям Заказчику, в связи с отсутствием у Заказчика потребности в указанных услугах.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что все необходимые для выдачи подтверждений об отнесении ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами предметов к культурным ценностям действия выполнялись уполномоченными Минкультуры России экспертами по культурным ценностям самостоятельно.
Вместе с тем, материалы проверки не содержат доказательств, подтверждающих, что в период с 01.01.2016 по 08.03.2016 ЗАО "Научно-исследовательская независимая экспертиза имени П.М.Третьякова" оказывались услуги по сбору и обработке информации о выданных уполномоченными Минкультуры экспертами по культурным ценностям подтверждениях об отнесении ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами предметов к культурным ценностям Заказчику.
В связи с изложенным, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией объектом закупки является оказание услуг по сбору и обработке информации о выданных уполномоченными Минкультуры экспертами по культурным ценностям подтверждениях об отнесении ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами предметов к культурным ценностям.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса "Место доставки товара, выполнения работ и оказания услуг: Российская Федерация, Москва".
Вместе с тем, в пунктом 6 Технического задания Конкурсной документации установлено "Исполнитель при оказании услуг должен руководствоваться следующими требованиями: обеспечение нахождения представителей Исполнителя ежедневно на местах дежурства экспертов по культурным ценностям (Аэропорт Внуково (119027, г. Москва, ул. 1-ая Рейсовая, 12); Аэропорт Шереметьево (124340, Московская обл., Химки, а/п "Шереметьево"); Аэропорт Домодедово (142015, Московская обл., Домодедовский район, а/п "Домодедово")), уполномоченных Министерством культуры Российской Федерации на оформление писем-подтверждений об отнесении к культурным ценностям предметов (товаров), ввозимых и временно ввозимых на территорию Российской Федерации физическими лицами в личное пользование, с целью сбора данных о выданной экспертами документации, для ее дальнейшей обработки и учета".
Таким образом, место оказания услуг указанное в извещении о проведении Конкурса противоречит информации указанной в пункте 6 Технического задания Конкурсной документации.
Кроме того, пунктом 9 Информационной карты Конкурсной документации установлено: "Место оказания услуг: Российская Федерация, Центральный федеральный округ".
Пунктом 1 Технического задания Конкурсной документации установлено "Место оказания услуг: Российская Федерация, г. Москва".
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации установлены противоречивые сведения в отношении места оказания услуг, являющихся объектом закупки.
В связи с вышеизложенным, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса, Конкурсной документации надлежащим образом не установлено место оказания услуг, что нарушает часть 2 статьи 42, часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно извещению о проведении Аукциона "Место доставки товара, выполнения работ и оказания услуг: Российская Федерация, Москва, Центральный федеральный округ".
Вместе с тем, в пункте 5 Технического задания документации об Аукционе установлено "Для достижения указанных целей Исполнитель обязуется предоставить следующие услуги: круглосуточное дежурство в местах, расположенных в шаговой доступности от пунктов таможенного контроля (аэропорты г. Москвы, Международный почтамт, вокзалы, автотранспортный таможенный пост "Выставочный".
Таким образом, в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе не установлено конкретное место оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, документации об Аукционе надлежащим образом не установлено место оказания услуг, что нарушает часть 2 статьи 42, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно срок давности привлечения к административной ответственности истек.
6. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Приложением N 1 Информационной карты Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: "Цена контракта" - значимость критерия 60 %. "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" - значимость критерия 30 %. "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - значимость критерия 10 %.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:
"Показатель N 1: "Качество услуг".
Количество баллов присваивается в зависимости от содержательной проработанности предложения о качестве услуг (Приложение N 2 к заявке на участие в конкурсе), в котором участник указывает методы или способы исполнения обязательств, предусмотренных п. 5,6 Технического задания (часть VI. Конкурсной документации)
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество услуг" (НЦБiQ) определяется в соответствии со следующей шкалой:
100 - В составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в полном объеме, то есть представлено указание методов или способов исполнения всех обязательств, предусмотренных п.п. 5,6 Технического задания.
50 - В составе заявки представлено предложение о качестве оказания услуг в неполном объеме, то есть представлено указание методов или способов исполнения не всех обязательств, предусмотренных п.п. 5,6 Технического задания.
0 - В составе заявки:
- отсутствует предложение о качестве услуг, или
- представлено только полностью скопированное Техническое задание,
или
- представлено только согласие оказать услуги в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Исполнитель окажет услуги надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания,
или
- представлено предложение о качестве услуг в виде измененного Технического задания без указания методов или способов исполнения обязательств, предусмотренных п.п. 5,6 Технического задания.
Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по показателю "Качество услуг".
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
При этом пунктом 27 Информационной карты Конкурсной документации установлено "Заявка на участие в конкурсе должна содержать следующее: Предложение о условиях исполнения государственного контракта, в том числе: предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки".
Таким образом, предоставление участником Конкурса предложения о качестве услуг является обязательным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не соответствует части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, а именно: заявке, не содержащей предложение участника закупки о качестве услуг, не может быть присвоено 0 баллов, так как в соответствии с требованиями, установленными в Конкурсной документации, такая заявка не соответствует требованиям Конкурсной документации, и в с соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 09.03.2016 заключен контракт N 594-01-41/05-16 с ООО "НИНЭ ИМ. П.М.ТРЕТЬЯКОВА".
Вместе с тем, Заказчиком в указанный контракт не включены условия оказания услуг, предложенные ООО "НИНЭ ИМ. П.М.ТРЕТЬЯКОВА" в заявке на участие в Конкурсе, в том числе следующие:
"Уполномоченный представители имеют опыт и навыки по оказанию услуг подобного характера, а также обладают достаточными знаниями о порядке оформления подтверждений об отнесении ввозимых, временно ввозимых предметов к культурным ценностям.
Исполнитель составляет график выездов своих представителей на места дежурства и обеспечивает их взаимодействие с экспертами по культурным ценностям.
Исполнитель обеспечивает представителей и экспертов техническими средствами, а также проводит их своевременное обслуживание, с целью бесперебойной и корректной электронной обработки информации о выданных подтверждениях об отнесении ввозимых предметов к культурным ценностям и о предметах, не являющихся культурными ценностями".
Таким образом, действия Заказчика, не включившего при заключении контракта по результатам Конкурса в проект контракта условия оказания услуг, указанные в заявке ООО "НИНЭ ИМ. П.М.ТРЕТЬЯКОВА", нарушают часть 1 статьи 54 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с письмом Минкультуры России от 07.08.2015 N 272-01-39-ВА, Минкультуры России разработаны и размещены на официальном сайте Минкультуры России Методические рекомендации по оформлению документации при ввозе культурных ценностей в Российскую Федераци (далее - Методические рекомендации).
Согласно указанным Методическим рекомендациям уполномоченные эксперты осуществляют оформление писем-подтверждений на основании проводимой ими визуальной экспертизы ввозимых товаров (предметов) в соответствии с их специализацией.
Экспертиза ввозимых культурных ценностей осуществляется платно на договорной основе (за исключением уполномоченных экспертов, указанных в пункте 15 Методических рекомендаций, осуществляющих экспертизу ввозимых культурных ценностей и оформление письма подтверждения бесплатно).
Согласно пункту 15 Методических рекомендаций Микультуры России ежегодно на конкурсной основе определяется организация, осуществляющая взаимодействие граждан, осуществляющих ввоз в Российскую Федерацию культурных ценностей с экспертами, уполномоченными Минкультуры России (далее - координирующая организация).
В полномочия указанной организации, в том числе входит круглосуточное дежурство уполномоченных экспертов в аэропортах г. Москвы (Внуково, Домодедово, Шереметьево).
Контактная информация о координирующей организации, а также об уполномоченных экспертах, осуществляющих круглосуточное дежурство в аэропортах г. Москвы, размещена на официальном сайте Минкультуры России mkrf.ru.
Согласно Техническому заданию Конкурсной документации "Исполнитель при оказании услуг должен руководствоваться следующими требованиями: обеспечение нахождения представителей Исполнителя ежедневно на местах дежурства экспертов по культурным ценностям (Аэропорт Внуково (119027, г. Москва, ул. 1-ая Рейсовая, 12); Аэропорт Шереметьево (124340, Московская обл., Химки, а/п "Шереметьево"); Аэропорт Домодедово (142015, Московская обл., Домодедовский район, а/п "Домодедово")), уполномоченных Министерством культуры Российской Федерации на оформление писем-подтверждений об отнесении к культурным ценностям предметов (товаров), ввозимых и временно ввозимых на территорию Российской Федерации физическими лицами в личное пользование, с целью сбора данных о выданной экспертами документации, для ее дальнейшей обработки и учета".
Вместе с тем, в Конкурсной документации также установлено: "сбор и обработка информации (в электронном и бумажном видах) осуществляется в отношении подтверждений, выданных экспертами по культурным ценностям, указанными в Приложении N 1".
В Приложении N 1 к Техническому заданию Конкурсной документации Заказчиком установлен исчерпывающий список уполномоченных экспертов:
1.Ахапкина Марина Юрьевна
2.Добахова Анна Николаевна
3.Евтушенко Елена Владимировна
4.Елисеева Елена Михайловна
5.Клишин Алексей Николаевич
6.Кузовлева Юлия Ивановна
7.Паршина Татьяна Григорьевна
8.Пономарева Ирина Алексеевна
9.Тихомирова Елена Владимировна
10.Свешникова Галина Васильевна
11.Турбаевская Оксана Владимировна
12.Коломенская Екатерина Евгеньевна.
На заседании Комиссии установлено, что согласно приказу Минкультуры России от 26.05.2016 N 1675 все указанные в Техническом задании Конкурсной документации эксперты являются сотрудниками победителя Конкурса ООО "НИНЭ ИМ. П.М.ТРЕТЬЯКОВА".
Методическими рекомендациями предусмотрено, что при обращении физических лиц в координирующую организацию, в том числе к эспертам, осуществляющим круглосуточное дежурствов аэропортах г. Москвы, экспертиза ввозимых культурных ценностей и оформление писем-потверждений осуществляется бесплатно.
Физическое лицо вправе не воспользоваться услугами координирующей организации и самостоятельно обратиться к иному уполномоченному эксперту соответствующей специализации по своему выбору. В этом случае экспертиза ввозимых культурных ценностей и оформление писем-подтверждений осуществляется на платной (договорной) основе.
В связи с изложенным, финансирование уполномоченных экспертов предусматривается за счет средств Минкультуры России, вместе с тем, в Конкурсной документации предусмотрены только эксперты ООО "НИНЭ ИМ. П.М.ТРЕТЬЯКОВА".
При этом согласно информации с официального сайта Минкультуры России mkrf.ru пояснениям Заявителя, Списку экспертов по культурным ценностям (г. Москва), уполномоченных Министерством культуры Российской Федерации на оформление писем-подтверждений об отнесении к культурным ценностям предметов (товаров), ввозимых и временно ввозимых на территорию Российской Федерации физическими лицами в личное пользование, на оформление писем-подтверждений об отнесении к культурным ценностям предметов (товаров) уполномочено 60 экспертов.
Кроме того, согласно сведениям с официального сайта Минкультуры России mkrf.ru, приказами Минкультуры России оформление писем-подтверждений осуществляется с учетом результатов экспертизы, проводимой экспертами по культурным ценностям (утверждены приказами Минкультуры России от 12.08.2011 N 863 и 26.02.2014 N 341). При этом приказом Минкультуры России на осуществление экспертизы культурных ценностей при ввозе утверждены 97 экспертов.
Кроме того, согласно пункту 24 Методических рекоментаций уполномоченный эксперты обязаны еженедельно (по пятницам) направлять отчет в электронном виде о выданных письмах-подтверждениях в территориальное управление Минкультуры России, на территории деятельности которого был осуществлен ввоз предметов, по форме, указанной в Приложении N 5 к Методическим рекомендациям.
Ежемесячно уполномоченные эксперты обязаны направлять в вышеуказанное территориальное управление Минкультуры России копии выданных писем-подтверждений с приложением копий всех иных материалов, в том числе и экспертных заключений.
При этом в пункте 5 Технического задания Конкурсной документации установлено: "Для достижения указанной цели Исполнитель обязуется осуществить:
- сбор и обработка следующих документов (на бумажных носителях): копий выданных подтверждений и копий документов, предоставляемых физическими лицами экспертам по культурным ценностям для оформления подтверждения (заявление физического лица, списки и цветные фотографии культурных ценностей, экспертное заключение эксперта по культурным ценностям, копия документа, подтверждающего личность физического лица)"
- сбор и обработка информации (в электронном виде), содержащейся в выданных подтверждениях".
При этом Приложением N 2 к Техническому заданию Конкурсной документации установлена Форма отчета о выданных подтверждениях об отнесении ввозимых предметов к культурным ценностям, которая содержит, в том числе сведения, предусмотренные в форме, указанной в Приложении N 5 к Методическим рекомендациям.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки установлено Заказчиком с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в связи с вышеизложенным, в действиях Заказчика содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
9. Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе должна содержать: предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 3.1.2 Конкурсной документации установлено "Участник открытого конкурса может использовать для подготовки заявки на участие в конкурсе формы документов, указанные в разделе IV "Рекомендуемые образцы форм для заполнения участниками закупки".
Таким образом, Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к форме заявки на участие в Конкурсе, что нарушает пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 2 статьи 42, части 1 статьи 50, пунктов 1, 4, 9 части 1 статьи 50, части 1 статьи 54, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Аукциона, Конкурса заключены контракты, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы от 12.04.2016 по делу N П-66/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
4. Передать материалы от 12.04.2016 по делу N П-66/16 в профильное Управление ФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2016 г. N П-66/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2016