Резолютивная часть оглашена
31.03.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС, Комиссия),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "ГЕРОФАРМ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ СО "Самарафармация" (далее - Заказчик) при проведении Главным управлением организации торгов Самарской области (далее - Уполномоченный орган) электронных аукционов на поставку лекарственного препарата "Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный]" в рамках бесплатного и льготного лекарственного обеспечения в 2016 году для Государственного казенного учреждения Самарской области "Самарафармация" (извещение N 0142200001316003208, начальная (максимальная) цена контракта - 2 450 350,00 руб.; извещение N 0142200001316003209, начальная (максимальная) цена контракта - 1 603 860,00 руб.) (далее - электронные аукционы, закупки).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
Согласно доводам жалоб, Заказчиком допущено нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при составлении документации об электронных аукционах, а именно описание объекта закупки не носит объективный характер и влечет ограничение круга потенциальных участников аукционов.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобы обоснованными, выдать предписания об устранении допущенных при осуществлении Закупок нарушений.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа представили письменные возражения на жалобы, просили отказать в удовлетворении жалоб.
Выслушав доводы представителей Заказчика, Уполномоченного органа, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе и, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Исходя из положений статей 33, 64 Закона о контрактной системе при формировании документации об электронном аукционе заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, в то же время заказчик при описании объекта закупки должен установить требования к закупаемым товарам, работам, услугам таким образом, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В ходе рассмотрения жалоб представители Заказчика пояснили, что в документациях об электронных аукционах установлены качественные характеристики предмета закупки, включающие в себя совокупность свойств, характеристик, которые максимально удовлетворяют потребности заказчика, и являются необходимыми в клинической деятельности.
Оспариваемые Заявителем закупки осуществляются для продолжения лечения конкретной категории граждан, больных сахарным диабетом, которые получают инсулин в картриджах и имеют совместимые с данными картриджами шприц-ручки. Документации об аукционах формировались на основании представленных лечебными учреждениями Самарской области заявках на конкретных пациентов, проходящих курс лечения, и уже имеющих соответствующие шприц-ручки для введения инсулина: 1043 пациента, обеспеченные шприц-ручками для введения инсулина по аукциону N 0142200001316003208 и 1497 по закупке N 0142200001316003209 (в материалы дела приложены списки пациентов). Для проведения самостоятельных ежедневных инъекций инсулина в картриджах по 3 мл., пациенту необходимы средства введения инсулина шприц-ручки многоразового применения.
Пациенты, получающие лекарственный препарат инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный] уже обеспечены инъекторами инсулина (шприц-ручками) определенных моделей при первичной постановке диагноза сахарный диабет, а также на предшествующих курсах лечения. Поскольку инсулин в картридже можно вводить пациентам только совместимой шприц-ручкой, для обеспечения функционального взаимодействия и совместимости закупаемых картриджей в документациях об аукционах указано на необходимость совместимости имеющихся у пациентов шприц-ручек с закупаемым товаром.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком закупается лекарственный препарат "Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный]" в форме выпуска картридж, препарат из которого применяется (вводится) с использованием многоразовой шприц-ручки. Также, описание объекта закупки содержит указание на необходимость поставки препарата (картриджей), совместимых со шприц-ручками "ОптиПен Про1 и КликСТАР". Таким образом, Заказчиком указан товарный знак средства ввода закупаемого препарата - "ОптиПен Про1 и КликСТАР". Указанный товарный знак зарегистрирован компанией Авентис Фарма Дойчланд ГмбХ-Германия, для использования с инсулиновыми картриджами компании Авентис Фарма Дойчланд ГмбХ. При этом, лишь препарат торгового наименования Инсуман Рапид ГТ совместим со шприц ручками "ОптиПен Про1 и КликСТАР". Таким образом, соответствующей аукционной документации Заказчика будет являться заявка, содержащая предложение торгового наименования препарата Инсуман Рапид ГТ и никакого другого.
Заказчик доводы Заявителя не подтверждает.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе определено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
ООО "ГЕРОФАРМ" вопреки требованиям, предусмотренным частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе не представил доказательств того, что только препарат торгового наименования Инсуман Рапид ГТ совместим исключительно со шприц ручками "ОптиПен Про1 и КликСТАР". Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России не установила данный факт как доказанный. Аналогичные выводы применимы к закупке по извещению N 0142200001316003209.
Также Комиссией принято во внимание обстоятельство представления трех коммерческих предложений для расчетов начальных (максимальных) цен контрактов, что в свою очередь свидетельствует о возможности как минимум трех хозяйствующих субъектов поставить товары, предусмотренные аукционной документацией.
Заявитель в рассматриваемом случае не доказал, что указанные в аукционных документациях характеристики, ограничивают количество потенциальных участников закупок.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "ГЕРОФАРМ" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 31 марта 2016 г. N 225-12117-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2016