На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "СПЕНСЕР БИО ФАРМА" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГУЗ Ярославской области "Ярославская центральная районная больница" (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств (13) для нужд ГУЗ ЯО Ярославская ЦРБ (номер извещения 0371300045617000323) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Оператор электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 05.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 358 438,50 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 14.12.2017;
5) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 21.12.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "Лайф Кэр" с предложением о цене контракта - 149 800 рублей;
10) Заказчиком 09.01.2018 заключен государственный контракт
N 2017.631226 (номер реестровой записи 3762700392718000016) с ООО "Лайф Кэр" по цене - 149 800,00 рублей.
1. На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона от 05.12.2017 N 0371300045617000323 содержит указание на применение положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1289).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из обращения Заявителя следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе, заявка Заявителя с порядковым номером заявки "6" (Заявитель) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе в соответствии с Постановлением Правительства N 1289, поскольку заявка содержит предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (наименование страны - Индия).
В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с Законом о контрактной системе и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Следовательно, часть 27 статьи 44 Закона о контрактной системе устанавливает совокупность условий для удержания и перечисления заказчику оператором электронной площадки денежных средств, в том числе:
1) отклонение заявки на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе;
2) несоответствие заявки требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 1289 при осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
(далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не подлежат удержанию оператором электронной площадки и перечислению заказчику при совокупности следующих условий:
1) заявка участника отклонена исключительно при наступлении обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289,
2) аукционной комиссией не выявлены иные основания для отклонения заявки по причине несоответствия требованиям документации об электронном аукционе (то есть, за исключением наступления обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.12.2017 N 0371300045617000323-3 (далее - Протокол подведения итогов Аукциона) вторая часть заявки Заявителя (заявка с порядковым номером "6") отклонена на основании статьи 14 Закона о контрактной системе, а именно в соответствии с Постановлением Правительства N 1289, поскольку заявка содержит предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (наименование страны происхождения - Индия).
При этом иные основания для отклонения заявки Заявителя по причине несоответствия требованиям документации об Аукционе (то есть, за исключением наступления обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289) аукционной комиссией Заказчика в Протоколе подведения итогов Аукциона не указаны.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, удержаны в нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что заявки участников Аукциона с порядковыми номерами 2, 5 также отклонены в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства N 1289.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с Протоколом подведения итогов Аукциона вторая часть заявки ООО "Ярфарма Волга" с порядковым номером "4" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об Аукционе.
При этом, согласно сведениям, представленным Оператором электронной площадки, во второй части заявки ООО "Ярфарма Волга" указана страна происхождения поставляемого лекарственного препарата с МНН "Имипенем + Циластатин" торгового наименования "Тиепенем" - Индия, лекарственного препарата с МНН "Имипенем + Циластатин" торгового наименования "Цилапенем" - Республика Беларусь.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 Постановлением Правительства N 1289 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
При этом, согласно сведениям, представленным Оператором электронной площадки, заявка ООО "Медикал лизинг-консалтинг" содержит предложение о поставке лекарственного препарата с МНН Имипенем + Циластатин торгового наименования "Цилапенем", страной происхождения которого является Республика Беларусь. При этом, вторая часть заявки участника содержит копию сертификат о происхождении товара формы СТ-1.
Кроме того, согласно сведениям, представленным Оператором электронной площадки, заявка ООО "Лайф Кэр" содержит предложение о поставке лекарственного препарата с МНН Имипенем + Циластатин торгового наименования Имипенем + Циластатин, страной происхождения которого является Российская Федерация. При этом, вторая часть заявки участника содержит копию сертификат о происхождении товара формы СТ-1.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о передаче материалов от 11.01.2018 по делу N ВП-18/44/99/15 соответствующему должностному лицу Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действия Заказчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 11.01.2018 по делу N ВП-18/44/99/15 соответствующему должностному лицу Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о проведении внеплановой проверки в отношении действий Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 января 2018 г. N ВП-18/44/99/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2018