Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Комптех" (далее - Заявитель) на действия Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - Заказчик), при проведении аукционной комиссией Двадцать первого арбитражного апелляционного суда (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному клининговому и специализированному обслуживанию здания суда (номер извещения 0174100002317000052) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не ответившего на запрос Заявителя о разъяснении положений документации об Аукционе.
Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 200 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.01.2018;
5) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 15.01.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона.
1. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из жалобы Заявителя следует, что 29.12.2017 Заявителем направлен запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, содержащий информацию о неправомерной дате окончания срока предоставления участниками Аукциона разъяснения положений документации об Аукционе. При этом ответ на вышеуказанный запрос от Заказчика не поступал и не размещен в ЕИС.
Заказчик в письменных возражениях пояснил, что по Аукциону поступал 1 запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, а именно 28.12.2017 в 16:39 поступил запрос о разъяснении положений документации об Аукционе, в котором участник ссылается на установленный Заказчиком срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, который не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
29.12.2017 Заказчиком в ЕИС размещен ответ на вышеуказанный запрос.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода не представил, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно пункту 1.3. проекта государственного контракта документации об Аукционе: "услуги оказываются с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года".
Рассмотрение жалобы в ФАС России - 15.01.2018, дата проведения Аукциона - 15.01.2018.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заключить государственный контракт на условиях, установленных в проекте государственного контракта документации об Аукционе, невозможно.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом срок оказания услуг, нарушают часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление Правительства N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.06.2017 N 672 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. N 1296 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступившему в силу 10.06.2017, Постановление Правительства N 1457 утратило силу.
Пунктом 9 документации об Аукционе установлены следующие единые требования к участникам закупки, в том числе: "Организации под юрисдикцией Турции, а также организации, контролируемые гражданами Турции и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не вправе выполнять работы, оказывать услуги для государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС - 27.12.2017.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование, предусмотренное Постановлением Правительства N 1457, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
При этом Комиссией установлено, что в проекте государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, не установлена соответствующая требованиям Закона о контрактной системе пеня за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Пунктом 9.6. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по Государственному контракту на указанный Заказчиком счет (депозитный счет), осуществляется в течение 10 (десяти) банковских дней после получения письменного заявления Исполнителя с указанием реквизитов для перечисления денежных средств".
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок возврата Заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
6. Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организациях.
Пунктом 2.5. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Оплата производится ежемесячно за фактически оказанные услуги на основании Актов приемки - сдачи оказанных услуг, подписанных уполномоченными лицами, с приложенным счётом, с момента их получения от Исполнителя, в срок не более 10 (десяти) банковских дней".
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок и порядок оплаты оказания услуг, нарушают часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о том, что участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Подпунктом 2 пункта 14 информационной карты документации об Аукционе установлено следующее требование к содержанию второй части заявки на участие в Аукционе: "декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 7, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (ЧАСТЬ IV. "Формы, рекомендуемые к заполнению")".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно не установлено требование о декларировании участниками закупки соответствия требованиям, установленным пунктом 7.1 части 1
статьи 31 Закона о контрактной системе.
8. Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 27.12.2017 в 13 часов 22 минуты Заказчик опубликовал в ЕИС извещение о проведении Аукциона и документацию об Аукционе, согласно которым дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлена на 09.01.2018 до 11 часов 00 минут.
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Учитывая, что первым рабочим днем в 2018 году является 09.01.2018, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком фактически сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Кроме того, согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе дата окончания срока предоставления участниками Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе - 05.01.2018.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что поскольку сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе, Заказчиком также сокращен срок предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, что не соответствует части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают часть 2 статьи 63, часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комптех" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 30, части 6 статьи 31, частей 5, 7 статьи 34, части 2 статьи 63, части 4 статьи 65, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 января 2018 г. N 18/44/105/26
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2018