На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Многопрофильная компания "Омега" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Администрацией муниципального образования поселок Ханымей (далее - Заказчик), Администрацией муниципального образования Пуровский район (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронных аукционов на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по поддержанию улично-дорожной сети в исправном техническом состоянии (номер извещения 0190300001314000689) (далее - Аукцион N 1); на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по устройству контейнерных площадок под ТБО (номер извещения 0190300001314000839) (далее - Аукцион N 2); на право заключения контракта на выполнение работ по замене дорожных знаков, устройству светофорных объектов в муниципальном образовании поселок Ханымей (номер извещения 0190300001314000840) (далее - Аукцион N 3); на право заключения контракта по обустройству проезда N 3 в кв. Школьном муниципального образования поселок Ханымей (номер извещения 0190300001314000844) (далее - Аукцион N 4), на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту линий уличного освещения 485 метров 16 опор по улице Школьной в муниципальном образовании поселок Ханымей (номер извещения 0190300001314000846) (далее - Аукцион N 5), на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по содержанию подъездов к пожарным гидрантам (50 шт.) на территории муниципального образования поселок Ханымей (номер извещения 0190300001314000867) (далее - Аукцион N 6), на право заключения контракта на выполнение работ по зачистке и планировке освобождаемой муниципальной территории (номер извещения 0190300001314000868) (далее - Аукцион N 7), на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту линий уличного освещения по ул. Школьной, ул. Республики и кв. Комсомольскому в муниципальном образовании поселок Ханымей (номер извещения 0190300001314000905) (далее - Аукцион N 8), на право заключения контракта на выполнение работ по зачистке и планировке освобождаемой муниципальной территории (номер извещения 0190300001314000992) (далее - Аукцион N 9), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукционов NN 1-9.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявок на участие в Аукционах NN 1-9.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Оператора электронной площадки 05.12.2017 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.01.2018.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1, документацией об Аукционе N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 1 размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.06.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 012 000 рублей;
3) на участие в Аукционе N 1 подана 1 заявка от участника закупки;
4) заявка единственного участника Аукциона N 1 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 1;
5) 11.07.2014 Заказчиком с Заявителем заключен контракт N 01/05 на сумму 2 012 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 2, документацией об Аукционе N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 2 размещено в ЕИС - 23.07.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 699 916,86 рублей;
3) на участие в Аукционе N 2 подана 1 заявка от участника закупки;
4) заявка единственного участника Аукциона N 2 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 2;
5) 14.08.2014 Заказчиком с Заявителем заключен контракт N 01/10 на сумму 699 916,86 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 3, документацией об Аукционе N 3, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 3 размещено в ЕИС - 23.07.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 835 733 рубля;
3) на участие в Аукционе N 3 подана 1 заявка от участникав закупки;
4) заявка единственного участника Аукциона N 3 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 3;
5) 14.08.2014 Заказчиком с Заявителем заключен контракт N 01/06 на сумму 835 733 рубля.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 4, документацией об Аукционе N 4, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 4 размещено в ЕИС - 23.07.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 470 000 рублей;
3) на участие в Аукционе N 4 подана 1 заявка от участника закупки;
4) заявка единственного участника Аукциона N 4 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 4;
5) 14.08.2014 Заказчиком с Заявителем заключен контракт N 01/07 на сумму 470 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 5, документацией об Аукционе N 5, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 5 размещено в ЕИС - 23.07.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 200 000 рублей;
3) на участие в Аукционе N 5 подана 1 заявка от участника закупки;
4) заявка единственного участника Аукциона N 5 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 5;
5) 14.08.2014 Заказчиком с Заявителем заключен контракт N 01/08 на сумму 1 200 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 6, документацией об Аукционе N 6, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 6 размещено в ЕИС - 25.07.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 110 000 рублей;
3) на участие в Аукционе N 6 подана 1 заявка от участника закупки;
4) заявка единственного участника Аукциона N 6 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 6;
5) 14.08.2014 Заказчиком с Заявителем заключен контракт N 01/09 на сумму 110 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 7, документацией об Аукционе N 7, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 7 размещено в ЕИС - 25.07.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 743 558 рублей;
3) на участие в Аукционе N 7 подана 1 заявка от участника закупки;
4) заявка единственного участника Аукциона N 7 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 7;
5) 14.08.2014 Заказчиком с Заявителем заключен контракт N 01/11 на сумму 743 558 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 8, документацией об Аукционе N 8, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 8 размещено в ЕИС - 01.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 459 226 рублей;
3) на участие в Аукционе N 8 подана 1 заявка от участника закупки;
4) заявка единственного участника Аукциона N 8 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 8;
5) 28.08.2014 Заказчиком с Заявителем заключен контракт N 01/13 на сумму 1 459 226 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 9, документацией об Аукционе N 9, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 9 размещено в ЕИС - 29.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 584 664 рубля;
3) на участие в Аукционе N 9 подана 1 заявка от участника закупки;
4) заявка единственного участника Аукциона N 9 признана соответствующей требованиям документации об Аукционе N 9;
5) 26.10.2016 определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено.
Из довода обращения Заявителя следует, что Оператором электронной площадки неправомерно заблокированы денежные средства Заявителя в размере обеспечения заявок на участие в Аукционах NN 1-9.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.
Частью 6 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) отклонение заявки участника закупки;
4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе;
7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона получение оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.
В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, не осуществляется, а в случае проведения электронного аукциона денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, перечисляются на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или осуществляется уплата денежных сумм по банковской гарантии, в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
2) непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом о контрактной системе, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
29.09.2016 Заявитель обратился в ФАС России с жалобой на действия Оператора электронной площадки, неправомерно заблокировавшего денежные средства в размере обеспечения заявок на участие в электронных аукционах.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев 03.10.2016 обращение Заявителя выявила в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 70, а также нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Из мотивировочной части решения от 03.10.2016 по делу N П-175/16 (далее - Решение), принятого по итогам рассмотрения обращения Заявителя следует, что по результатам проведения Аукционов N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8 заключены государственные контракты между Заказчиком и Заявителем.
При этом, в Решении также установлено, что оснований, предусмотренных Законом о контрактной системе, для продолжения блокирования денежных средств, внесенных Заявителем (единственным участником Аукционов N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8) в качестве обеспечения заявок на участие в Аукционах N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8 не установлено.
На основании Решения, принятого по итогам рассмотрения обращения Заявителя, Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание от 03.10.2016 по делу N П-175/16 (далее - Предписание), в соответствии с которым предписано, в том числе Оператору электронной площадки в отношении денежных средств, внесенных участниками Аукционов N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 10, N 11, в качестве обеспечения заявок на участие в Аукционах N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7, N 8, N 10, N 11 исполнить требование части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Оператором электронной площадки не представлено сведений об исполнении Предписания в полном объеме.
Учитывая изложенное, действия Оператора электронной площадки нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Согласно Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом на момент поступления рассматриваемого обращения срок давности привлечения к административной ответственности истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 января 2018 г. N 18/44/99/34
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018