На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Фармсервис", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Министерством здравоохранения Тверской области (далее - Заказчик), Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных средств (Капецитабин) на 2018 год 23-зо (номер извещения 0136200003617011310) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 13.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 699 380 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 21.12.2017;
5) на участие в Аукционе подано 11 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 11 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 25.12.2017;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 11 участников Аукциона;
9) победителем Аукциона признано АО "Р-Фарм" с предложением о цене контракта - 1 665 391,31 рубль.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Аукциона от 13.12.2017 N 0136200003617011310 содержит указание на применение положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1289).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из обращения Заявителя следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе, заявка
Заявителя с порядковым номером заявки "7" (Заявитель) признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе в соответствии с Постановлением Правительства N 1289, поскольку заявка содержит предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (наименование страны - Индия).
В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с Законом о контрактной системе и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Следовательно, часть 27 статьи 44 Закона о контрактной системе устанавливает совокупность условий для удержания и перечисления заказчику оператором электронной площадки денежных средств, в том числе:
1) отклонение заявки на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе;
2) несоответствие заявки требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 1289 при осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не подлежат удержанию оператором электронной площадки и перечислению заказчику при совокупности следующих условий:
1) заявка участника отклонена исключительно при наступлении обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289,
2) аукционной комиссией не выявлены иные основания для отклонения заявки по причине несоответствия требованиям документации об электронном аукционе (то есть, за исключением наступления обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289).
В соответствии с письменными пояснениями Оператора электронной площадки на основании части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства по аукциону N 0136200003617011310 блокируются для перевода Заказчику. Кроме того, Заказчиком в функционале Оператора электронной площадки выбрано основание "п. 1 ч. 6 ст. 69" вместо "по постановлению 1289".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.12.2017 N 0136200003617011310-3 (далее - Протокол подведения итогов Аукциона) вторая часть заявки с порядковым номером "7" (Заявитель) отклонена в соответствии с Постановлением Правительства N 1289, поскольку заявки содержат предложения о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (наименование страны происхождения - Индия).
При этом иные основания для отклонения заявки Заявителя по причине несоответствия требованиям документации об Аукционе (то есть, за исключением наступления обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289) аукционной комиссией Заказчика в Протоколе подведения итогов Аукциона не указаны.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, удержаны в нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Комиссией ФАС России от 11.01.2018 по делу N ВП-18/44/99/14 в результате проведения внеплановой проверки по обращениям ООО "С.П. ИНКОМЕД" (заявка с порядковым номером "5") и ООО "СПЕНСЕР БИО ФАРМА" (заявка с порядковым номером "10") о блокировании Оператором денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе признано нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией ФАС России от 11.01.2018 по делу N ВП-18/44/99/14 установлено, что заявки участников Аукциона с порядковыми номерами 3, 6, 7, 8, 9, 11 также отклонены в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства N 1289.
Вместе с тем, согласно предписанию Комиссии ФАС России от 11.01.2018 по делу N ВП-18/44/99/14 Оператору электронной площадки предписано разблокировать денежные средства в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе участникам Аукциона с порядковыми номерами 5, 10.
Кроме того, согласно предписанию Комиссии ФАС России от 11.01.2018 по делу N ВП-18/44/99/14 Оператору электронной площадки предписано не учитывать отклонения второй части заявок участников с порядковыми номерами 5, 10, а также заявок участников Аукциона с порядковыми номерами 3, 6, 7, 8, 9, 11 по причине наступления обстоятельств, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, при расчете предусмотренных частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе отклонений каждой третьей второй части заявок с порядковыми номерами 5, 10, а также заявок участников Аукциона с порядковыми номерами 3, 6, 7, 8, 9, 11 в течение одного квартала на одной электронной площадке.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 января 2018 г. N 18/44/99/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2018