Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "РеалКомп" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по внешней очистке зданий, в том числе от снега и льда на прилегающей территории административных зданий районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100021717000181) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в неустановлении в документации об Аукционе требований к товарам, используемым при оказании услуг.
Представитель Заказчика согласился с доводом Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 30.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 036 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.01.2018.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в Аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказания услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
Пунктом 20 Информационной карты раздела 2 документации об Аукционе установлено, что "заявка на участие в электронном аукционе должна состоять из двух частей. Первая и вторая части заявки на участие в электронном аукционе должны содержать информацию и документы, указанные в пункте 19 Информационной карты документации об аукционе. Конкретные показатели, указываемые в первой части заявки на участие в аукционе, должны соответствовать значениям, установленным в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об аукционе, в том числе с учетом инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов), указанной в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об аукционе".
Вместе с тем, изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что указанная документация не содержит Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в документации об Аукционе допущена техническая ошибка. Кроме того, представителем Заказчика представлено ходатайство от 18.01.2018 N Б/Н "об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя)" об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключение государственного контракта оказание услуг по внешней очистке зданий, в том числе от снега и льда на прилегающей территории административных зданий районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов (номер извещения в ЕИС 0348100021717000181).
Таким образом, Комиссия приходит выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, объектом закупки является оказание услуг по внешней очистке зданий, в том числе от снега и льда на прилегающей территории административных зданий районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов.
Таблицей N 2 Технического задания документации об Аукционе установлен "перечень объектов и объем оказываемых услуг по уборке прилегающей территории", в соответствии с которой уборку прилегающих территорий необходимо осуществлять ежедневно на территории 27 объектов, расположенных в 27 городах Московской области.
Таблицей N 3 Технического задания документации об Аукционе установлен "перечень объектов и объем оказываемых услуг по вывозу снега с прилегающей территории", в соответствии с которым вывоз снега с прилегающей территории необходимо осуществить 1 раз в год с территории 23 объектов, расположенных в 23 городах Московской области.
Таблицей N 4 Технического задания документации об Аукционе установлен "перечень объектов и объем оказываемых услуг по чистке кровли от снега и наледи", в соответствии с которым чистку кровли от снега и наледи необходимо осуществить по заявке Заказчика на территории 46 объектов, расположенных по 46 адресам Московской области.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно в один объект закупки объединены услуги по уборке прилегающих территорий судов в 27 городах Московской области, услуги по вывозу снега с прилегающих территорий судов в 23 городах Московской области, услуги по чистке кровли от снега и наледи судов, расположенных по 46 адресам Московской области на разной удаленности друг от друга технологически и функционально не связанных между собой, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Аукциона.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе, следующие требования к участникам закупки:
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 19 Информационной карты раздела 2 документации об Аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе, в том числе, "Вторая часть заявки на участие в электронному аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларацию о соответствии участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе".
При этом, в Информационной карте части 2 документации об Аукционе установлено, в том числе, что "Следующая информация изменяет и (или) дополняет положения Части 1. Общие положения. При возникновении противоречий положения настоящей части и положения Закона о контрактной системе имеют приоритет над положениями Части 1. Общие положения".
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе установлены ненадлежащие требования к составу заявки, выразившиеся в не установлении требования о декларировании участниками закупки соответствия требованиям, установленным пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Техническим заданием части 4 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "При оказании услуг, должны использоваться качественные моющие средства и препараты, расходные материалы, имеющие соответствующие сертификаты, подтверждающие качество используемых средств, включая ГОСТ 30244-94, ГОСТ Р 51870-2014, ГОСТ 12.10004-91, ГОСТ 12302-2013, ГОСТ 10354-82, ГОСТ 32478-2013, ГОСТ 12.1.007-76, ГОСТ Р 52345-2005, ГОСТ 30266-95, ГОСТ 6456-82, ГОСТ Р 52575-2006, ГОСТ 8267-93, ГОСТ Р 51661.3-2000, ГОСТ Р 53117-2008, ГОСТ Р 52325-2005, ГОСТ 8736-2014".
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 31 Информационной карты раздела 2 документации об Аукционе установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, а именно: "Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: "30" декабря 2017 г. Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе: "11" января 2018 г".
При этом согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.01.2018.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что документацией об Аукционе надлежащим образом не установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, поскольку предоставление разъяснений положений документации об Аукционе осуществляется в отношении запросов, направленных Заказчику не позднее 12.01.2017.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в сокращении срока предоставления разъяснений положений документации, не соответствуют части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РеалКомп" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 19.01.2018 по делу N 18/44/105/51 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 января 2018 г. N 18/44/105/51
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2018