Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МСП"(далее - Заявитель) на действияФГБУ "Научно-исследовательский институт гриппа" Министерства здравоохранения Российской Федерации(далее - Заказчик) при проведении Заказчиком,ЗАО "Сбербанк-АСТ"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукционана право заключения государственного контракта на реконструкцию и техническое перевооружение учебно-научного корпуса под научно-лабораторный корпус для создания условий для хранения коллекций вирусных изолятов ФГБУ "Научно-исследовательский институт гриппа" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург (номер извещения 0372100048617000086) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиямиЗаказчика:
1) не установившего в документации об Аукционе требование о том, что головным исполнителем поставок может быть только юридическое лицо;
2) не установившего запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 9);
3) не установившего дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 N 1482 "О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта" (далее - Постановление N 1482);
4) установившего в документации об Аукционе (в редакции от 29.12.2017) требование к генеральному подрядчику о необходимости руководствоваться требованиями, предусмотренными утратившим законную силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016
N 1552 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Постановление N 1552);
5) не установившего в проекте государственного контракта к документации об Аукционе требование кгенеральному подрядчику об обязанности открыть лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства;
6) объединившего в нарушение предписания Комиссии ФАС России от 30.11.2017 N ПГОЗ-276/17в один лот выполнение строительно-монтажных работ и поставку немонтируемого медицинскогооборудования.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.12.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 419 787 390 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 15.01.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 16.01.2018;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
6) по результатам рассмотрения заявки единственный участник закупки и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
1. Согласно части 3 статьи 1 Закона о контрактной системе особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, могут быть установлены в том числе Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о государственном оборонном заказе.
Пунктом 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
В соответствии с проектом государственного контракта к документации об Аукционе закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказеголовным исполнителемпо контракту, который будет заключен по результатам проведения Аукциона, может быть только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в документации об Аукционе не установлено требование о том, что головным исполнителемможет быть физическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Учитывая изложенное, действия Заказчика не указавшего в документации об Аукционе информацию, предусмотренную пунктом 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе, не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63, частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе должны содержать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 9 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению к Постановлению N 9 и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является реконструкция и техническое перевооружение учебно-научного корпуса под научно-лабораторный корпус для создания условий для хранения коллекций вирусных изолятов ФГБУ "Научно-исследовательский институт гриппа" Министерства здравоохранения Российской Федерации. При этом закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
Таким образом, Заказчик в соответствии с требованиями
Постановления N 9 обязан установить в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе запрет на допускработ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза).
Вместе с тем, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе указанное требование не установлено.
Таким образом, Заказчик, не установив в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе запрет, предусмотренный Постановлением N 9, нарушил пункт 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 1 Постановления N 1482 установлен перечень требований к участникам размещения государственного оборонного заказа при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, в случае установления которых государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта.
Вместе с тем, объектом закупки является реконструкция и техническое перевооружение учебно-научного корпуса под научно-лабораторный корпус для создания условий для хранения коллекций вирусных изолятов
ФГБУ "Научно-исследовательский институт гриппа" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Согласно изложенному, действия Заказчика, не установившего в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением N 1482, соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Из жалобы Заявителя следует, что на момент утверждения документации об Аукционе (в редакции от 29.12.2017) вступило в законную силу постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017
N 1722 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Постановление N 1722). Таким образом, по мнению Заявителя, Постановление N 1522 на момент утверждения документации об Аукционе (в редакции от 29.12.2017) утратило законную силу, в связи с чем Заказчик в документации об Аукционе должен установить требование к генеральному подрядчику о необходимости руководствоваться требованиями, предусмотренными Постановлением N 1722, а не Постановления N 1552.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, а также информации размещенной в ЕИС, Заказчиком документация об Аукционе (в редакции от 29.12.2017) утверждена и размещена в ЕИС - 29.12.2017.
При этом Правила казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"утверждены Постановлением N 1722 - 30.12.2017.
Согласно изложенному, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе (в редакции от 29.12.2017) требование к генеральному подрядчику о необходимости руководствоваться требованиями, предусмотренными Постановлением N 1552, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с жалобой Заявителя Заказчик в проекте государственного контракта к документации об Аукционе не установил требование к генеральному подрядчику об обязанности открыть лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства, что позволит Заказчику при заключении и исполнении контракта не учитывать данное требование.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 5.3 "Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта, информация о банковском и казначейском сопровождении контракта" информационной карты документации об Аукционе установлено, что:
"Казначейское сопровождение государственного контракта - предусмотрено";
"Генподрядчик обязан открыть лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства, а также обязуется руководствоваться требованиями, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552 "Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Кроме того, пунктом 3.13 проекта государственного контракта к документации об Аукционе предусмотрено, что: "Авансовые платежи, указанные в п. 3.12. настоящего Государственного контракта, перечисляются на лицевой счет Подрядчика, открытый для учета операций не участника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства в пределах лимитов бюджетных средств, выделенных для оплаты Работ по настоящему Контракту".
Таким образом, Комиссии приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе и проекте государственного Контракта установлено требование к генеральному подрядчику об обязанности открыть лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса в территориальных органах Федерального казначейства.
Согласно изложенному, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение Предписания от 30.11.2017 N ПГОЗ-276/17 повторно объединены в один лот закупки строительно-монтажные работы и немонтируемое медицинское оборудование. При этом стоимость немонтируемого медицинского оборудования составляет 40-45% от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании решения от 30.11.2017 N ПГОЗ-276/17 (далее - Решение от 30.11.2017 N ПГОЗ-276/17), принятого Комиссией в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактнойсистеме в сфере закупок от 30.11.2017 N ПГОЗ-276/17 (далее - Предписание от 30.11.2017 N ПГОЗ-276/17).
В соответствии с Решением от 30.11.2017 N ПГОЗ-276/17 Комиссией в действиях Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию и техническое перевооружение учебно-научного корпуса под научно-лабораторный корпус для создания условий для хранения коллекций вирусных изолятов
ФГБУ "Научно-исследовательский институт гриппа" Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Санкт-Петербург (номер извещения 0372100048617000076) (далее - Аукцион N 076) установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение выявлено в связи с тем, что предметом закупки в том числе являлось как монтируемое, так и немонтируемое оборудование. При этом стоимость немонтируемого оборудования составила 52 121 057 руб., то есть более 10 % от начальной (максимальной) цены контракта (472 000 060 руб.), что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
В связи с чем,Заказчику выдано Предписание от 30.11.2017
N ПГОЗ-276/17 онеобходимости привести документацию об
АукционеN 076 в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок с учетом Решения от 30.11.2017 N ПГОЗ-276/17и разместить соответствующую документацию в ЕИС.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, документам и сведениям, а также пояснениям представителей Заказчика, Заказчиком 15.12.2017 для исполнения Предписания от 30.11.2017 N ПГОЗ-276/17 и осуществления закупки в соответствии с законодательством Российской Федерациио контрактной системе в сфере закупокАукцион N 076 отменен и осуществлена повторная процедура закупки путем проведения Аукциона.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в соответствии с Предписанием от 30.11.2017 N ПГОЗ-276/17 из документации об Аукционе исключено немонтируемое оборудование на сумму 52 121 057 руб.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком в нарушение Предписания от 30.11.2017 N ПГОЗ-276/17 повторно объединены в один лот закупки строительно-монтажные работы и немонтируемое медицинское оборудование, и при этом стоимость немонтируемого медицинского оборудования составляет 40-45% от начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии установлено, что Заявителем не подавались запросы на разъяснение положений документации об Аукционе.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что медицинское оборудование закупаемое в рамках Аукциона является монтируемым, кроме того, представили положительное экспертное заключение Санкт-Петербургского ФилиалаФАУ "Главное управление государственной экспертизы" (далее -Санкт-Петербургский Филиал
ФАУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ") о проверке проектной документации "Реконструкция и техническое перевооружение учебно-научного корпуса под научно-лабораторный корпус для создания условий для храненияколлекцийвирусных изолятов" от 30.06.2017 N 214-17/СПЭ-3859/02, а также положительное заключение Санкт-Петербургского Филиала ФАУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ" о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства от 21.07.2017 N 233-17/СПЭ-3859/05.
Согласно изложенному, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МСП"обоснованной в части действий Заказчика, не установившего в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе запрет, предусмотренный Постановлением N 9.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 января 2018 г. N КГОЗ-005/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.01.2018