Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: руководителя управления, председателя Комиссии; главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителя от государственного заказчика: (лицу, присутствующему на заседании разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России);
в отсутствие представителей заявителя (лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом),
рассмотрела поступившую 09 января 2018 года в Амурское УФАС России от ООО "ЭкоСтар Технолоджи" жалобу на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания" ( далее - ДНЦ ФПД) при осуществлении закупки в форме запроса котировок на оказание услуги по утилизации ртутьсодержащих отходов ДНЦ ФПД, объявленной извещением N 0323100000817000129 от 26.12.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, нарушающие, по мнению заявителя, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: неправомерном установлении требования к участникам закупки о наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, без указания конкретных видов услуг и наименования отходов.
Представитель государственного заказчика с доводами, заявленными в жалобе, не согласился. Представил письменные возражения, указанные возражения приобщены к материалам дела. Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установила следующее.
Государственным заказчиком - ДНЦ ФПД извещением N 0323100000817000129 от 26.12.2017 объявлено о проведении запроса котировок на оказание услуги по утилизации ртутьсодержащих отходов ДНЦ ФПД.
Соответствующая информация размещена на официальном сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 16 694,62 рублей.
29.12.2017 внесено изменение в извещение о проведении указанного запроса котировок.
Дата и время окончания подачи заявок, с учетом внесенных изменений в извещение - 15.01.2018 в 10:00, дата и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников - 15.01.2018.
15.01.2018 составлен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, согласно которому запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок не подано ни одной заявки.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусмотрено что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены основные понятия, связанные с обращение с отходами, такие как:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, определен в приложении к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062. Деятельность в сфере сбора и транспортирования отходов I - IV классов опасности в нем поименована.
Таким образом, в зависимости от вида работ класса, которые необходимы заказчику, участник закупки должен обладать соответствующим видом лицензии.
На основании части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Извещением N 0323100000817000129 от 26.12.2017 в разделе описание объекта закупки указано наименование услуг, необходимых заказчику, а именно утилизация ртутных и энергосберегающих ламп.
Также извещением установлены требования к участникам в соответствии с частью 1, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик самостоятельно формулирует объект закупки исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Государственный заказчик, установил в предмете закупки, объявленной извещением N 0323100000817000129 от 26.12.2017, определенный вид услуг (утилизация) и конкретные виды отходов (ртутные и люминесцентные лампы).
В соответствии с требованиями действующего законодательства по отходам производства и потребления о конкретизации в разрешительных документах информации по видам услуг и категории отходов, а также с учетом информации, отраженной в реестре лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, опубликованном на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования http://rpn.gov.ru/opendata/7703381225-rpnlicenses, хозяйствующие субъекты указанного рынка фактически имеют переоформленные и/или действующие лицензии соответствующие требованиям законодательства (с указанием вида услуг и категории отходов).
Таким образом, государственный заказчик, установив в предмете закупки определенный вид услуг для конкретной категории отходов должен был предъявить соответствующие требования к участникам закупки о наличии лицензии на определенный вид деятельности (услуги), являющийся предметом закупки.
Учитывая изложенное, комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о нарушении государственным заказчиком пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления требования к участникам закупки о наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, без указания конкретных видов услуг и наименования отходов.
В ходе осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В пункте 2.3 проекта договора государственным заказчиком указано, что срок оплаты по настоящему договору осуществляется в "банковских днях", а именно: оплата по настоящему договору производится по факту оказания услуг в течение 10 (десяти) банковских дней после получения заказчиком надлежащим образом оформленных счетов, счетов-фактур.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Понятие "банковский день" законодательством Российской Федерации не установлено, а в кредитной сфере используется понятие операционного дня, продолжительности которого кредитная организация определяет самостоятельно (п. 1.3 "положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П)).
Согласно сложившейся судебной практике, если стороны различно толкуют понятие "банковский день" (календарный день, рабочий день) и не согласовали понятие банковского дня в договоре, следует руководствоваться положениями главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и исчислять срок календарными днями.
Таким образом, в нарушение требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, государственным заказчиком неправомерно установлен в проекте контракта срок исполнения контракта в "банковских днях".
Учитывая, что закупка признана несостоявшийся, Комиссия Амурского УФАС России приняла решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Рассмотрев жалобу ООО "ЭкоСтар Технолоджи" руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоСтар Технолоджи" обоснованной.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания" нарушение:
- пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления требования к участникам закупки о наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, без указания конкретных видов услуг и наименования отходов;
- части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в проекте контракта срока исполнения контакта в "банковских днях".
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 января 2018 г. N ЖФ-03/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2018