Резолютивная часть решения оглашена "15" января 2018 года. В полном объеме решение изготовлено "18" января 2018 года.
в присутствии: представителей заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России /___./ (доверенность, паспорт), /___./ (доверенность, паспорт), /___./ (доверенность, паспорт), представителя заявителя жалобы ООО "МедТехФарм" /___./ (доверенность, паспорт), рассмотрев жалобу N3-03з/2018 ООО "МедТехФарм" по существу, установила: |
09.01.2018 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "МедТехФарм" на положения аукционной документации заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России при проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N 0373100068217001141), предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники.
ООО "МедТехФарм" полагает, что заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, приводящих к ограничению конкуренции.
Заказчиком - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "МедТехФарм", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документация основана на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 22.12.2017 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N 0373100068217001141), предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 104 251 985,00 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "МедТехФарм" заказчиком в один предмет закупки объединены техническое обслуживание хирургического оборудования, стоматологического оборудования, оборудования функциональной диагностики и т.д., наряду с техническим обслуживанием рентгеновского оборудования, которые требуют наличия разных лицензий, что ограничивает количество участников закупки. Объединение в один лот различных по функциональным характеристикам услуг, требующих наличие различных лицензий влечет ограничение конкуренции при проведении торгов, поскольку сокращает число хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным работам, имеющих соответствующие лицензии.
Заявитель жалобы полагает, что объединение в один предмет закупки обслуживания большого количества рентгеновского оборудования наряду с нерентгеновским, и укрупнение закупки, путем объединения в один лот нескольких медицинских учреждений, имеющих разные местоположения ограничивает число участников закупки. Заказчик объединил в один лот услуги, оказываемые на нескольких территориях Российской Федерации, а именно в городе Обнинске Калужской области и городе Москве, удаленных друг от друга, в состав одного лота включены лицензируемые виды деятельности, которые требуют наличия различных лицензий, приводит к сокращению числа претендентов, заинтересованных каждый в своем наборе товаров, работ (услуг), и ограничивает конкуренцию.
Вместе с тем в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС установила следующее.
Предметом электронного аукциона является оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (пункт 4 Информационной карты документации об аукционе).
Частью II Технического задания документации об аукционе заказчиком определены общие требования к качеству работ, услуг.
Для осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники необходимо наличие у Исполнителя:
-лицензия на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники,
- лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих):
Размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих). Используемые радиационные источники: аппараты рентгеновские медицинские, включая стоматологические.
-санитарно-эпидемиологическое заключение на право работы с источниками ионизирующего излучения: Размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих). Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Используемые при выполнении работ материалы, комплектующие изделия, узлы, платы и другое должны иметь разрешение к применению на территории Российской Федерации, необходимые регистрационные удостоверения. Предоставляются по требованию Заказчика в ходе исполнения контракта.
Согласно пояснениям представителя заказчика, дробление закупки по типам оборудования нецелесообразно в связи с тем, что в большинстве случаев в одном отделении находится несколько типов оборудования и такое дробление увеличит нагрузку на персонал ЛПУ в части документооборота и контроля за деятельностью исполнителей. Кроме того, лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники и лицензии на техническое обслуживание рентгеновской техники имеют подавляющее большинство организаций, осуществляющих техническое обслуживание ЛПУ на территории г. Москвы.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок.
Статьей 11 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что в настоящее время Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ не определены требования к порядку формирования лотов.
Таким образом, размещение заказа на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники с несколькими лицензиями не может рассматриваться как нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в отсутствие законодательного запрета на такое объединение, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности использования источников финансирования.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к наименованию и описание объекта закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, объему выполняемых работ, оказываемых услуг, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару, объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы ООО "МедТехФарм", Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заявителя жалобы на то обстоятельство, что заявителем жалобы не было представлено документальных доказательств со ссылками на нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, обязывающих заказчика выделять в отдельный лот оказание услуг с несколькими лицензиями на обслуживание медицинской техники.
Также, на рассмотрение жалобы представителями заказчика были представлены коммерческие предложения, полученные заказчиком с целью изучения рынка при обосновании начальной максимальной цены контракта от трех потенциальных поставщиков, предлагающих оказание услуг в соответствии с Техническим заданием документации об аукционе, а также до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе было подано 3 заявки участников аукциона, что свидетельствует о возможности оказания услуг в соответствии с требованиями документации и об отсутствии ограничения конкуренции.
Таким образом, доводы жалобы о наличии в документации об аукционе информации, влекущей за собой ограничение количества участников закупки, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в документации условий, приводящих к ограничению количества участников аукциона.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "МедТехФарм" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 15 января 2018 г. N 3-03з/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2018