Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Студеникин Д.Е. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
от подателя жалобы - ООО "Профит-Плюс" представители не явились, уведомлено надлежащим образом;
от заказчика - МУП "Комхоз" Карасукского района НСО: Тютюнника Евгения Ивановича (директор), Голубенко Любови Юрьевны (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на действия заказчика - МУП "Комхоз" Карасукского района НСО при проведении электронного аукциона N0551300006617000028 на поставку угля каменного для энергетических целей МУП "Комхоз" Карасукского района НСО, размещен в ЕИС 26.13.2017 г., начальная (максимальная) цена контракта 30 887 841 рубль,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Профит-плюс" с жалобой на действия заказчика - МУП "Комхоз" Карасукского района НСО при проведении электронного аукциона N0551300006617000028 на поставку угля каменного для энергетических целей МУП "Комхоз" Карасукского района.
Суть жалобы заключается в следующем.
1. По мнению подателя жалобы, заказчик сократил срок приема аукционных заявок, определенный ч.6 ст.65 ФЗ N44-ФЗ, в соответствии с которой заказчик вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом, срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней. В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, заказчик 27.12.2017 г. внес изменения в аукционную документацию, при этом, в соответствии с ч.6 ст.65 ФЗ N44-ФЗ срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней. Однако в нарушение требований данной статьи заказчик установил срок окончания подачи заявок до 10:00 11.01.2018 г. По мнению подателя жалобы, в соответствии с требованиями ст.191 ГК РФ заказчик должен был установить время приема заявок либо до 11.01.2018 г. до 23:59 часов, либо до 12.01.2018 г.
2. По мнению подателя жалобы, заказчик не приложил к документации обязательный файл с внесенными изменениями.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N44 описание объекта закупки должно носить объективный характер. При установлении заказчиком в документации о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ N44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Тем не менее, заказчик в описании объекта закупки установил следующие требования к закупаемым товарам.
По позиции "Уголь марки ДОМСШ (0-50)": "зольность - не более 19%"; "содержание влаги - не более 17%"; "содержание минеральных примесей (породы), кусков размером более 25 мм - не более 4%" и "минимальная низшая теплота сгорания - 5100 ккал/кг".
По позиции "Уголь марки ДР (0-300)": "зольность - не более 19%"; "содержание влаги - не более 17%"; "содержание минеральных примесей (породы), кусков размером более 25 мм - не более 4%"; "минимальная низшая теплота сгорания - 5100 ккал/кг" и "содержание мелочи (0-13 мм.)-не более 30%".
По мнению подателя жалобы, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых заказчиком в описании объекта закупки показателей, в том числе перечисленных выше, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в аукционе, а параметры по вышеперечисленным показателям могут быть известны только после проведения соответствующих испытаний. Таким образом, по мнению подателя жалобы, требование к их указанию в составе заявки является избыточным.
4. Также податель жалобы считает, что заказчик в нарушение требований ч.4, ч.5 и ч.8 ст.34 ФЗ N44-ФЗ и Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г., не установил в проекте контракта все возможные варианты штрафов и пеней, предусмотренные данными Правилами.
На основании изложенного, податель жалобы считает, что аукционная документация, размещенная в ЕИС, содержит нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу ООО "Профит-Плюс" от заказчика - МУП "Комхоз" Карасукского района НСО поступили следующие возражения.
1. В соответствии с ч.6 ст.65 ФЗ N44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом, срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней. В ЕИС заказчиком установлена дата и время начала подачи аукционных заявок - 27.12.2017 г. с 09:38, а также дата и время окончания подачи заявок - до 10:00 часов 11.01.2018 г. Таким образом, дата и время окончания подачи заявок приходится на шестнадцатый день, что, по мнению заказчика, полностью соответствует требованиям к срокам подачи заявок, установленным в ч.3 ст.63 ФЗ N44-ФЗ.
2. Законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено размещение каких-либо дополнительных документов и сведений при размещении изменений аукционной документации.
3. В части установления конкретных показателей в описании объекта закупки заказчик в своих возражениях пояснил, что все характеристики установлены в соответствии с объективными потребностями заказчика, что полностью соответствует требованиям ч.1 ст.33 ФЗ N44-ФЗ. Кроме того, все указанные подателем жалобы характеристики установлены в соответствии с требованиями ГОСТ 32347-2013 и ГОСТ 32464-2013.
4. Размеры штрафов и пеней, указанные в проекте контракта, установлены в соответствии с требованиями ч.4, ч.5 и ч.8 ст.34 ФЗ N44-ФЗ и Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г., с учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 30 887 841 рубль.
На основании изложенного, заказчик считает, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч.6 ст.65 ФЗ N44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом, срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней. Как было установлено Комиссией Новосибирского УФАС России, в ЕИС заказчиком указаны дата и время начала подачи аукционных заявок - 27.12.2017 г. с 09:38, а также дата и время окончания подачи заявок - до 10:00 часов 11.01.2018 г. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в соответствии с требованиями ст.191 ГК РФ и ч.6 ст.65 ФЗ N44-ФЗ заказчик должен был установить время окончания подачи заявок либо до 11.01.2018 г. до 23:59 часов, либо до 09:00 12.01.2018 г. Представитель заказчика признал данный довод жалобы. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать данный довод жалобы обоснованным.
2. Законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено размещение каких-либо дополнительных документов и сведений при размещении изменений аукционной документации. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать данный довод жалобы необоснованным.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). ФАС России в своем письме от 1 июля 2016 г. NИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ N44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. При этом, Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что в соответствии с п.24 "Требования к составу и содержанию первой части заявки" информационной карты аукционной документации заказчик установил, что при описании предлагаемого для поставки товара должны использоваться только общепринятые обозначения и сокращения и, в целях определения соответствия потребностям заказчика, при этом все характеристики товара не должны противоречить друг другу и должны иметь конкретные показатели (т.е. быть без слов "не более", "не менее", "более", "менее", "от", "до", "не хуже", "или", "согласно требований" и т.п., кроме случаев, когда указанные термины характеризуют технические особенности товара и подтверждаются производителем), быть соответствующими техническим характеристикам (значениям), установленным описанием объекта закупки документации об электронном аукционе. Кроме того, в соответствии с описанием объекта закупки срок поставки товара - с момента подписания контракта по 31.12.2018 г. Таким образом, на дату подачи аукционной заявки товар (уголь) может быть еще не добыт, следовательно, указать конкретные характеристики показателей, установленных в описании объекта закупки и перечисленных подателем жалобы, не представляется возможным. Представитель заказчика признал данный довод жалобы. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать данный довод жалобы обоснованным.
4. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что размеры штрафов и пеней, указанные в проекте контракта, установлены в соответствии с требованиями ч.4, ч.5 и ч.8 ст.34 ФЗ N44-ФЗ и Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ N1042 от 30.08.2017 г., с учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 30 887 841 рубль. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать данный довод жалобы необоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия заказчика - МУП "Комхоз" Карасукского района НСО при проведении электронного аукциона N0551300006617000028 на поставку угля каменного для энергетических целей МУП "Комхоз" Карасукского района НСО частично обоснованной.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что нарушения, допущенные заказчиком в аукционной документации, не повлекли нарушения прав и законных интересов участников закупки. Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России приняла во внимание социальную значимость закупки (закупка топлива для котельных Карасукского района НСО в зимний отопительный период). На основании изложенного, руководствуясь п.3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России N727/14 от 19.10.2014 г., Комиссия Новосибирского УФАС России решила не выдавать заказчику и аукционной комиссии предписание об отмене результатов определения поставщика.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия заказчика - МУП "Комхоз" Карасукского района НСО при проведении электронного аукциона N0551300006617000028 на поставку угля каменного для энергетических целей МУП "Комхоз" Карасукского района частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования ч.1 ст.33 и ч.6 ст.65 ФЗ N44-ФЗ.
3. Передать материалы ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии С.Н. Растворцев
Д.Е. Студеникин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17 января 2018 г. N 08-01-10
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2018