Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <__> (далее - ИП <__>.) от 10.01.2018 (вх. от 11.01.2018 N 79) на действия заказчика Министерства инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 174 "Выльгорт - Железнодорожный вокзал - Аэровокзал", извещение N 0107200002617000025,
при участии:
- <__>., <__>. представителей ИП <__>. по доверенностям от 17.01.2018;
- <__>., <__>., <__>., представителей Министерства инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми по доверенностям от 18.01.2018 NN 2, 4, 5,
УСТАНОВИЛА:
1. ИП <__>., Министерство инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми, закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ"") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалоб извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ИП <__>. обжалуются положения документации об электронном аукционе.
Министерством инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми исх. от 17.01.2018 N 01/36 (вх. от 17.01.2018 N 187) и на рассмотрении жалобы заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России, изучив материалы жалобы, заслушав представителя заказчика, заявителя пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки явилось Министерство инвестиций промышленности и транспорта Республики Коми.
Объектом закупки явилось выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 174 "Выльгорт - Железнодорожный вокзал - Аэровокзал".
Начальная (максимальная) цена контракта составила - 33 421,43 рублей.
Источником финансирования закупки явился Республиканский бюджет Республики Коми на 2018-2020 гг.
Извещение N N 0107200002617000025 о проведении закупки, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее официальный сайт) www.zakupki.gov.ru 30.12.2017.
4. Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссия Коми УФАС России, изучив материалы жалобы, соответствующую нормативно-правовую базу и заслушав представителей заявителя, заказчика, установила следующее.
Разделом III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) установлены следующие технические характеристики к объекту закупки (кроме прочих):
ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ | |||||
N п/п |
Вид транспортного средства для выполнения работ по маршрутам |
Класс транспортного средства, характеризующегося определенными габаритами в части длины (п.14 ч.1 ст.3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ) |
Количество единиц (основных/ резервных) |
Вместимость, количество мест |
Год выпуска транспортного средства |
1 |
Автобус |
средний |
15/1 |
не менее 35 |
не ранее 2013 года |
Согласно позиции заявителя, заказчиком неправомерно установлено требования к характеристикам транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров и багажа по маршруту, указанному в объекте закупки, а именно: "класс транспортного средства - средний", "вместимость количества мест - не менее 35".
Пунктом 14 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что под классом транспортных средств понимается группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины, при этом к среднему классу транспортных средств относятся транспортные средства с длиной от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно.
По мнению заявителя, требований к количеству мест транспортного средства того или иного класса действующее законодательство Российской Федерации не содержит, связи с чем, транспортные средства малого класса, имеющие 42 места (например ПАЗ 32054) вполне способны обеспечить нужды заказчика, указанные в документации об электронном аукционе.
Указанные требования, по мнению заявителя, нарушают требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и ограничивают конкуренцию между потенциальными участниками на соответствующем товарном рынке.
При рассмотрении жалобы представителем заявителя сделана ссылка на Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Республики Коми, утвержденный приказом Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 26.12.2017 N 2985 "О внесении изменений в приказ Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 02.05.2017 года N 866 "Об утверждении реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Республике Коми" (далее - Реестр), в котором, по его мнению, содержатся требования к автобусам маршрута N 174, а именно указано, что перевозки по маршруту N 174 осуществляются на автобусах малого класса.
Такая позиция не находит своего обоснования, так как в Реестре предусмотрены требованиям к действующим маршрутам, перевозки по которым осуществляются в соответствии заключенными государственными контрактами и имеющимися в них требованиями, а не ко всем маршрутам, которые существуют или могут существовать в Республике Коми.
Применительно к позиции 15 Реестра (маршрут N 174) указано, что перевозки осуществляются на автобусах малого класса, начало перевозок с 22.02.2017, исполнителем является ИП Карпова С.В.
Указанное не запрещает Министерству инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми при проведении новых закупок воспользоваться своим правом на определение характеристик предмета закупки, предусмотренным статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства.
Следовательно, законодательством установлено, что определение вместимости транспортного средства определяется его конструкцией. Основные технические характеристики транспортного средства, в том числе вместимость, содержатся в техническом паспорте транспортного средства и обозначаются конкретным числовым значением, в связи с чем, законодательство допускает использование для характеристики транспортных средств числового значения конкретным числовым значением.
Показатели качества транспортного обслуживания установлены Социальным стандартом транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 N НА-19-р "Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Социальный стандарт").
На основании пункта 3.3 Социального стандарта одним из показателей качества транспортного обслуживания является "комфортность", под которой понимается характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в уровне удобства пользования услугами по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в том числе отсутствии физиологического и психологического дискомфорта для пассажиров в процессе потребления услуги.
В соответствии с пунктом 3.3.4 Социального стандарта на межмуниципальных маршрутах допускается перевозка как сидящих, так и стоящих пассажиров. При этом наполненность транспортного средства, используемого для осуществления перевозок должна составлять не более пяти человек на 1 кв. м свободной площади поля салона транспортного средства, предусмотренной для размещения стоящих пассажиров.
Также, вместимость по сидячим местам в автобусах среднего класса предлагаемых автопроизводителями, составляет в среднем 35 мест, а вместимость с учетом стоящих пассажиров от 40 до 75 мест.
Электронный аукцион размещен заказчиком с целью организации перевозок по межмуниципальному маршруту между Сыктывкаром и с. Выльгорт, который отличается довольно высоким пассажиропотоком.
Следовательно, транспортное обслуживание данного маршрута с целью обеспечения комфорта пассажиров требует использования автобусов большой вместимости.
Исходя из вышеизложенного, технические требования Технического задания определены характеристиками работы по регулярным перевозкам в рамках обжалуемого электронного аукциона.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Исходя из изложенного выше, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Законом не предусмотрено ограничений по включению аукционную документацию требований к товару (услугам, работам), являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару (услугам, работам). Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара (услуг, работ) предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. Так, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно позиции заказчика при формировании объекта закупки он руководствовался, в том числе Социальным стандартом, а также необходимостью обеспечить гражданам комфортные условия перевозки. Таким образом, включения в объект закупки необоснованных характеристик заказчиком не было допущено.
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников осуществления закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, действие заказчика в части установления в Техническом задании требований "класс транспортного средства - средний", "вместимость количества мест - не менее 35", не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <__>. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии
<__>
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 18 января 2018 г. N 04-02/403
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2018