Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГБУЗ "Диагностический Центр N 7" (глазной) для взрослого и детского населения (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Система" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 44-ЭП/18 от 09.01.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на техническое обслуживание комплексной системы обеспечения безопасности (КСОБ) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 21.12.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200162017000132. Начальная (максимальная) цена контракта - 192 400,08 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в документации о закупке информации об оборудовании, подлежащему техническому обслуживанию, и технических характеристиках данного оборудования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования _ невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Анализ документации о закупке показал, что Заказчиком не опубликован в составе документации о закупке перечень оборудования, которое подлежит техническому обслуживанию, а также не установлены показатели такого оборудования.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы опубликованы разъяснения положений документации о закупке от 09.01.2018 NРД1, которые содержат перечень оборудования, подлежащего обслуживания, что противоречит требованиям ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Например, согласно п. 6 "Перечень работ по плановому эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования" раздела 2 Технического задания документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Замена аккумуляторных батарей: По мере необходимости, но не реже 1 раза каждые 5-ть лет".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что отсутствие в документации о закупке перечня оборудования, которое подлежит обслуживанию, и отсутствие конкретных показателей товаров, необходимых для выполнения работ (например, аккумуляторных батарей), не позволяет участнику закупки надлежащим образом определить потребность Заказчика, а также сформировать ценовое предложение в соответствии с предметом закупки. Кроме того, отсутствие в документации о закупке объема необходимых для выполнения работ (например, периодичность замены аккумуляторных батарей в течение срока исполнения контракта) не позволяет определить объем необходимых для выполнения работ. При этом, в случае невозможности определения объема необходимых для выполнения работ по техническому обслуживанию извещение о проведении аукциона и документация о закупке должны содержать указание на осуществление закупки в соответствии с ч. 5 ст. 68 Закона о контрактной системе по цене каждой запасной части. Извещение о проведении аукциона указание на цену каждой запасной части не содержит, следовательно, документация о закупке должна содержать объем необходимых для выполнения работ.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в техническом задании указания на выполнение работ, которые не входят в предмет закупки.
Согласно пп. 8 п. 4 "Общее описание услуг и требования к исполнителю" раздела 2 Технического задания Заказчиком установлены следующие требования к выполнению работ: "Система сигнализаторов загазованности: Выполнение регламентных планово-предупредительных ремонтных и эксплуатационных работ автоматики безопасности включает в себя следующие виды работ: проверка срабатывания аппаратуры при подаче поверочной смеси на датчик ежемесячно; калибровка (настройка) порогов срабатывания приборов, проверка срабатывания исполнительных устройств (БДС, звуковая и световая сигнализация) ежемесячно; проверка линии связи ежемесячно; демонтаж приборов для поверки или ремонта; подготовка приборов к поверке (настройка) 1 раз в 12 месяцев; проведение поверки приборов 1 раз в 12 месяцев (с последующим предоставлением свидетельства); монтаж приборов после ремонта; монтаж приборов после поверки 1 раз в 12 месяцев, настройка (калибровка).".
Вместе с тем, согласно пп. 2 раздела 2 Технического задания документации о закупке Заказчиком установлено следующее: "Наименование и количественный состав систем передаваемых на техническое обслуживание и эксплуатацию: Автоматическая пожарная сигнализация (АПС); Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).".
Таким образом пп. 2 раздела 2 Технического задания документации о закупке не содержит указание на выполнение работ по техническому обслуживанию системы сигнализаторов загазованности.
Согласно пояснениям Заказчика, в документации о закупке допущена техническая ошибка в части включения в предмет закупки пп. 8 п. 4 раздела 2 Технического задания, при этом обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществлено без учета выполнения работ по пп. 8 п. 4 раздела 2 Технического задания документации о закупке.
На основании изложенного, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке противоречивых сведений о составе работ, являющихся предметом контракта.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Система" обоснованной.
2. В действиях Заказчика выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 января 2018 г. N 44-180/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.01.2018