Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ГБОУ гимназия N 41 Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) и ООО "Строительно-Монтажная Академия" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 490-ЭП/18 от 11.01.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) в государственных бюджетных образовательных учреждениях, подведомственных администрации Приморского района Санкт-Петербурга в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 29.12.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200004917000184. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 561 123,38 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, которая содержит противоречивый порядок заполнения первой части заявки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Части II (подпункт 3.1.3. части I) документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен следующий порядок заполнения: "Показатели, значения которых являются максимальными и/или минимальными, если в описании объекта закупки:
- содержится слово "диапазон" и его производные, значение которого сопровождается фразой "не менее", участником должно быть предложено конкретное значение диапазона, равного или поглощающего установленный, но без сопровождения фразой "не менее".
- содержится слово "диапазон" и его производные, значение которого сопровождается фразой "не более", участником должен быть предложен товар с конкретным значением диапазона, равного или входящего в установленный, но без сопровождения фразой "не более".".
Вместе с тем, в инструкции Заказчиком также установлен следующий порядок заполнения первой части заявки: "Показатели, значения которых не могут изменяться, если в описании объекта закупки:
- установлен диапазонный показатель (на что указывает наличие слова "диапазон" и его производные), его значение не должно изменяться участником в ту или иную сторону, и должен быть предложен именно диапазон и именно с такими же предельными его значениями.".
Таким образом, согласно данному положению инструкции по заполнению первой части заявки при наличии в требованиях к показателю слова "диапазон" вне зависимости от наличия или отсутствия слов "не менее" или "не более" участник закупки должен указать значение показателя без изменения, что противоречит вышеуказанным положениям инструкции, согласно которым участник должен предоставить значение показателя диапазона без использования слов "не более" и "не менее", если требование к показателю установлено с использованием этих слов.
Например, согласно п. 23 "Считыватель тип 2" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к товару: "Напряжение питания должно быть в диапазоне не более 8 - 18В.".
Вышеуказанный показатель содержит слово "в диапазоне", следовательно, в соответствии с инструкцией является показателем, значение которого не может изменяться.
При этом, согласно иному положению инструкции показатель содержит слова "в диапазоне" и "не более", следовательно, участник должен указать соответствующее значение без использования слов "не более".
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
При наличии двух противоречивых положений инструкции аукционная комиссия при рассмотрении первых частей заявок должна руководствоваться одновременно двумя противоречивыми положениями.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.01.2018 N0172200004917000184-1 Комиссия УФАС установила, что установленное противоречие является одним из оснований для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки участника закупки. Первой части заявки с порядковым номером 1 отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе, по следующим основания: "в заявке участника по позиции 23 "Считыватель тип 2" в части указания "Напряжение питания в диапазоне не более 8 - 18В".
Аукционная документация по вышеуказанной позиции содержит требование:
"Напряжение питания должно быть в диапазоне не более 8 - 18В".
Согласно инструкции по заполнению заявки: "Показатели, значения которых являются максимальными и/или минимальными, если в описании объекта закупки: - содержится слово "диапазон" и его производные, значение которого сопровождается фразой "не более", участником должен быть предложен товар с конкретным значением диапазона, равного или входящего в установленный, но без сопровождения фразой "не более".
Таким образом, участником представлена информация, не соответствующая требованиям документации.".
На основании изложенного, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления инструкции по заполнению первой части заявки, которая содержит противоречивый порядок заполнения.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на наличие в инструкции по заполнению первой части заявки следующего положения, которое не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки: "Показатели, значения которых являются максимальными и/или минимальными, если в описании объекта закупки:
- в случае установления в документации соответствующего диапазона значений показателя с использованием символов "_...", "+/-_" (кроме выражений вида "XY", "X+/-Y") участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя, в котором нижней границей является неположительное число, равное или превышающее нижнюю границу установленного в документации диапазона значений показателя, а верхней границей является неотрицательное число, не превышающее верхнюю границу установленного в документации диапазона значений показателя, при этом без использования слов/словосочетаний/символов "не более", "более", "не менее", "менее", "
", "
", "не <", "
", "не >", ">", "не
", "<", "не
".".
Согласно доводам Заявителя инструкция по заполнению первой части заявки не позволяет указать значение показателя без изменения его вида в случае, если участник закупки предлагает к использованию товар со значением, установленным в документации о закупке.
Например, к товару п. 57 "Замок тип 5" Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование: "Должен выдерживать колебание напряжения электропитания не более _10% от номинального значения".
Согласно инструкции участник закупки должен указать значение показателя в виде диапазона без использования знака "_".
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки в данной части не содержит противоречий и позволяет однозначно определить порядок заполнения показателей, требования к которым установлены Заказчиком с использованием знака "_" в соответствии с потребностью Заказчика, установленной в Приложении N 3 к Техническому заданию.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление срока окончания подачи заявок на участие в аукционе не в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно официальному сайту единой информационной системы Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 29.12.2017, дата окончания подачи заявок - 12.01.2018.
В соответствии с ч. 7 ст. 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Таким образом, течение срока подачи заявок начинается с даты и времени опубликования на официальном сайте единой информационной системы извещения о проведении закупки.
Согласно доводам Заказчика извещение о проведении аукциона направлено для опубликования в единой информационной системе 26.12.2017.
Вместе с тем, согласно единой информационной системе извещение о проведении аукциона опубликовано 29.12.2017, т.е. менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительно-Монтажная Академия" частично обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки; об установлении срока окончания подачи заявок не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 63, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2018 г. N 44-247/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018