В связи с поступившей от ООО "Охранное предприятие "АМ Секьюрити" информацией (вх. 30465-ЭП/17 от 19.12.2017) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
с участием представителей ГБОУ средняя общеобразовательная школа N 191 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - заказчик),
в отсутствии представителей ООО "Охранное предприятие "АМ Секьюрити" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Инспекции УФАС,
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по охране помещений и осуществлению контрольно-пропускного режима в учебных корпусах в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа N 191 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга по адресу пр. Маршака д. 24 корп. 2, лит А для нужд Санкт-Петербурга в 2018 году (извещение N 0372200039617000025) (далее - конкурс, закупка).
Адрес проверяемой организации: Белорусская ул., д. 26, корп. 2, Санкт-Петербург, 195298.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении закупки размещено 24.11.2017 на Официальном сайте Единой Информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 499 206,00 руб.
1. Заявитель указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии заказчика в части признания заявки несоответствующей требованиям конкурсной документации, ссылаясь на то, что в заявке приложена выписка из ЕГРЮЛ, в которой указаны все ИНН учредителей, а отсутствие в форме заявки ИНН учредителей не может являться основанием для признания заявки несоответствующей требованиям конкурсной документации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе установлен в ст. 51 Закона о контрактной системе, из п. 1 ч. 2 которой следует, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона (подпункт "а").
Таким образом, указание в заявке сведений об идентификационном номере налогоплательщика (при наличии) учредителей участника открытого конкурса прямо предусмотрено Законом о контрактной системе.
В данном случае форма заявки на участие в открытом конкурсе содержится в приложении N 2 к специальной части конкурсной документации. В п. 3 ч. 7 специальной части конкурсной документации в составе требований к участнику конкурса установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать форму "Конкурсное предложение" (по форме приложения N 2 к специальной части) с указанием "Идентификационного номера налогоплательщика (при наличии) учредителей".
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Анализ содержания заявки ООО "Охранное предприятие "АМ Секьюрити" показал отсутствие в п. 1.4 Формы "Конкурсное предложение для участия в конкурсе" заявки сведений об идентификационных номерах налогоплательщика учредителей. В данном случае фактически такие сведения у заявителя были, однако они не указаны в самой заявке (как того требуют Закон о контрактной системе и конкурсная документация). Указанное обстоятельство свидетельствует о подаче спорной заявки с нарушением вышеприведенных положений.
Инспекция УФАС отклоняет доводы заявителя о приложении к своей заявке выписки из ЕГРЮЛ, содержащей информацию об ИНН учредителей. В данном случае сведения, имеющиеся в названном документе, не являются основанием для того, чтобы считать форму заявки участника конкурса надлежаще оформленной. У конкурсной комиссии отсутствовали основания для оценки данных документов с позиции соответствия представленной информации форме самой заявки.
Учитывая изложенное, у конкурсной комиссии заказчика имелись основания для признания заявки ООО "Охранное предприятие "АМ Секьюрити" несоответствующей требованиям конкурсной документации.
2. В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно положениям Специальной части конкурсной документации участник закупки должен иметь в наличии и представить в составе заявки на участие в конкурсе "действующую лицензию на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Указанная лицензия должна содержать в перечне разрешенных видов услуг, следующие разрешенные услуги:
- защита жизни и здоровья граждан;
-охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Заявитель указывает на то, что требование о наличии в лицензии вида работ - "охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию" неправомерно.
В приложении N 2 к техническому заданию конкурсной документации установлено, что по контракту должны оказываться, в том числе следующие виды услуг:
- осуществление наблюдения за системами контроля доступа;
- исполнитель обязан предоставить охранников с навыками владения системой видеонаблюдения.
- охранник обязан охранять с помощью видеонаблюдения административные помещения, материальные ценности, обеспечивать контроль входных дверей и зоны вокруг них.
- охранник обязан оперативно информировать Заказчика обо всех неисправностях технических средств охраны: телефонной связи, дверных запоров, системы видеонаблюдения, средств тревожной сигнализации, а также охранно-пожарной сигнализации.
Вышеуказанные работы (услуги) не относятся к охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Исполнитель по контракту не должен осуществлять работы по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию технических средств охраны. Также техническим заданием не предусмотрен выезд мобильных групп по сигналам, полученным от технических средств охраны. В данном случае по контракту происходит пользование охранной организацией существующей у заказчика системами контроля доступа и видеонаблюдения. В случае обнаружения выхода из строя указанных систем исполнитель по контракту обязан проинформировать о таких случаях заказчика.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к участникам закупок не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
3. Доводы заявителя о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения обращения о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
4. Доводы заявителя о возможных коррупционных действиях при осуществлении закупки выходят за пределы рассмотрения обращения о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
5. Установлено, что контракт по результатам закупки заключен.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
3. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2018 г. N 11-10/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2018