Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 639/18 от 12.01.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по охране тренировочной площадки (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 29.12.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200097617000046. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 552 296, 56 рублей.
Из содержания жалобы следует, что Заказчиком в конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе (далее - Порядок оценки) по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе, на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно разделу II "Информационная карта" документации, нестоимостной критерий - квалификация участника закупки (Riк) (для оценки заявок по этому критерию используется - 100 балльная шкала) -40 %.
Оценка осуществляется следующим образом:
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Значимость критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 40 %.
Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливаются:
Показатели нестоимостного критерия:
а) опыт участника по оказанию услуг (период (стаж) существования охранной организации (без учета времени реорганизации) - 20 баллов:
- не менее 6-ти полных лет - 20 баллов
- не менее 4-х полных лет - 15 баллов
- не менее 2-х полных лет - 10 баллов
- менее 2- х полных лет - 0 баллов
б) обеспеченность техническими средствами - наличие оборудования для обеспечения устойчивой радиосвязи на объекте (между постами и при необходимости Руководством объекта), имеющих выделенную радиочастоту (РЧЦ), подтвержденных копиями документов о закупке или аренде оборудования и документами Радиочастотного центра (не менее 30 радиостанций)- 5 баллов
- наличие менее 30 радиостанций - 0 баллов
- наличие 30 радиостанций - 5 баллов.
в) Наличие практического опыта в обеспечении безопасности (охране) "Кубка Конфедераций по футболу FIFA 2017", который проходил в г. Санкт-Петербурге. Обеспечение безопасности, не менее 2-х официальных площадок Кубка Конфедераций в 2017 году, подтвержденных копиями договоров и актов выполненных работ, с организаторами/владельцами площадок - 20 баллов
- не менее 2-х официальных площадок Кубка Конфедераций - 20 баллов
- не менее 1-й официальной площадки Кубка Конфедераций - 15 баллов
- не менее 1-й официальной площадки Кубка Конфедераций, по субподряду - 10 баллов
г) Наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта (наличие практического опыта в обеспечении безопасности (охране) стационарных объектов спортивно-массовой направленности (деятельности), не ниже 1 категории, вместимостью не менее 3 000 человек. Обеспечение безопасности, не менее 3-х объектов в год, спортивно-массовой направленности (деятельности), в период с 2015 по 2017 год, подтвержденных копиями договоров и актов выполненных работ (оказанных услуг), по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств предусмотренных этими договорами / контрактами) - 15 баллов
- не менее 3-х объектов, в течении 2017 года - 5 баллов,
- не менее 3-х объектов в каждом году, в период с 2016 по 2017 год - 10 баллов,
- не менее 3-х объектов в каждом году, в период с 2015 по 2017 год - 15 баллов
д) Наличие практического опыта в обеспечении безопасности (охране) детско-юношеских спортивных соревнований Международного уровня. Обеспечение безопасности, не менее 3-х соревнований в год, в период с 2015 по 2017 год, подтвержденных копиями договоров и актов выполненных работ - 10 баллов:
- не менее 3-х - 10 баллов
- менее 3-х - 5 баллов
- отсутствие - 0 баллов
е) Наличие практического опыта в обеспечении безопасности (охране) спортивных соревнований Международного уровня. Обеспечение безопасности, не менее 5-ти соревнований в год, в период с 2015 по 2017 год, подтвержденных копиями договоров и актов выполненных работ. - 10 баллов:
- не менее 5 - ти - 10 баллов
- менее 5-ти - 5 баллов
- отсутствие - 0 баллов
ж) Наличие в штате охранной организации сотрудников, имеющих право работать на специальном оборудовании (интроскопы, газоанализаторы и т.д.) и прошедшие обучение по пожарной безопасности и/или пожарно-техническому минимуму, окончившие соответствующие курсы, подтвержденные копиями удостоверений (сертификатов) об обучении сотрудников и копиями приказов о приеме на работу, или копиями договоров на обучение сотрудников - 20 баллов.
- не менее 10-ти сотрудников - 20 баллов
- не менее 5-ти сотрудников - 10 баллов
- не менее 3-х сотрудников - 5 баллов
Коэффициент значимости критериев 0,4.
Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки (предложения).
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Проанализировав вышеприведенный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок установлен в конкурсной документации ненадлежащим образом, в частности, вышеуказанный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в конкурсной документации не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень информации, подлежащей оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащей представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по следующим показателям критерия:
- опыт участника по оказанию услуг (период (стаж) существования охранной организации (без учета времени реорганизации);
- наличие практического опыта в обеспечении безопасности (охране) "Кубка Конфедераций по футболу FIFA 2017", который проходил в г. Санкт-Петербурге. Обеспечение безопасности, не менее 2-х официальных площадок Кубка Конфедераций в 2017 году;
- наличие практического опыта в обеспечении безопасности (охране) детско-юношеских спортивных соревнований Международного уровня. Обеспечение безопасности, не менее 3-х соревнований в год, в период с 2015 по 2017 год;
- наличие практического опыта в обеспечении безопасности (охране) спортивных соревнований Международного уровня. Обеспечение безопасности, не менее 5-ти соревнований в год, в период с 2015 по 2017 год, подтвержденных копиями договоров и актов выполненных работ;
- наличие в штате охранной организации сотрудников, имеющих право работать на специальном оборудовании (интроскопы, газоанализаторы и т.д.) и прошедшие обучение по пожарной безопасности и/или пожарно-техническому минимуму, окончившие соответствующие курсы, подтвержденные копиями удостоверений (сертификатов) об обучении сотрудников и копиями приказов о приеме на работу, или копиями договоров на обучение сотрудников.
Так, например Заказчиком не раскрыт порядок исчисления опыта участника по оказанию услуг (период (стаж) существования охранной организации (без учета времени реорганизации), так из приведенного порядка прямо не следует, с какого момента осуществляется исчисление срока (с момента создания юридического лица, с момента получения лицензии или с момента начала осуществления фактической деятельности). Заказчиком также не раскрыты понятия "соревнования Международного уровня", а также не определены понятие и исчерпывающий перечень оборудования, относящегося к термину "специальное оборудование".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части Комиссия УФАС находит доводы подателя жалобы необоснованными, поскольку подателем жалобы не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих об обратном.
Следовательно, жалоба признана частично обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Охранное предприятие "Балтиец" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 января 2018 г. N 44-295/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2018